039. Вознесенский Печерский монастырь, страница 23святыни После революции Печерская икона была изъята из монастыря. Дальнейший ее путь проследить хотя и трудно, но возможно. Так, в конце 1980-х годов она выставлялась в экспозиции Нижегородского государственного истори-ко-архитектурного музея-заповедника, располагавшейся в Архангельском соборе Нижегородского кремля. Таким образом, можно предположить, что икона по сию пору пребывает в музейных запасниках. Где хранится оклад (и существует ли он вообще) — сказать сложно. В последний раз, когда икону экспонировали, она была без оклада. Сейчас в Вознесенском Печерском монастыре находится список с древнего образа, подаренный обители в 2000 го- Икона Божией Матери «Всецарица», написанная на Афоне для Печерского монастыря. ду митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (Кутеповым). Помимо этого списка, в монастыре находятся и другие чтимые иконы Божией Матери. Это, прежде всего, Оранская и Феодоровская иконы, а также икона «Всецарица» («Пантанасса»). Подлинная икона Божией Матери «Всецарица» хранится на Афоне, в Ватопедском монастыре. Она была написана в XVII веке, и связано с нею следующее предание: однажды к иконе подошел некий юноша, и в этот момент лик Пресвятой Богородицы воссиял дивным светом, а юноша оказался отброшен от иконы назад. Оказалось впоследствии, что он занимался волхованием и вел нечестивую жизнь, в чем и признался со слезами инокам Вато-педского монастыря. Произошедшее произвело на него сильное впечатление — он отвратился от колдовства и твердо встал на путь покаяния. Список с афонской иконы «Всецарица», созданный в Ватопедском монастыре, был привезен в Печерскую обитель 29 декабря 2007 года. С тех пор перед иконой ежедневно совершаются молебны. Что касается Оранской иконы Божией Матери (в Вознесенском Печерском Крестный ход с Печерской иконой Божией Матери. Фотография начала XX века. Иконы, созданные апостолом Лукой Существует несколько десятков икон, которые считаются написанными апостолом Лукой (десять — в Русской Православной Церкви, двадцать одна — на Афоне и на Западе). У нас нет оснований сомневаться в том, что он действительно выступил первым иконописцем Список с Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, пребывающий в Печерской обители. в истории христианства. Указания на это мы находим в разных источниках и, помимо прочего, — в богослужебных текстах. Более того, говорится, что Божия Матерь, увидев икону, написанную апостолом с Нее, «глагола еси со властью»: «С сим образом благодать Моя и сила». Дошедшие до наших дней иконы, приписываемые апостолу Луке, — это, разумеется, не те «оригиналы», над которыми трудился апостол. «Конечно, — говорит об этом Л. А. Успенский, видный иконописец и исследователь иконописи, — все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом». |