040. Суздальский Свято-Покровский монастырь, страница 17подвижники immm Женское монашество в России в XIX веке Стремление к образованию, так сильно охватившее во второй половине XIX века все слои русского народа, могло быть удовлетворено и в монастыре. Именно женские обители разверну ли в эту эпоху широкую деятельность в области народного просвещения. Они с успехом занимались также социально-благотво-рительными делами, которые всегда были близки сердцу русской женщины. Русская крестьянская девушка в повседневном монастырском быту находила для себя такие занятия, которые были ей хорошо знакомы и в родительском доме: всякого рода домашнюю и хозяйственную работу. Можно утверждать, что поступление в монастырь давало удовлетворение ее духовным исканиям, не требуя радикальной перемены в образе жизни, при этом ее общественное положение повышалось, а вся ее жизнь обретала глубокий смысл. Русскую Церковь часто обвиняли в том, что она мало делала в сфере культуры. В ответ можно сослаться на успешную просветительскую и благотворительную деятельность женских монастырей. Социально-благотворительная деятельность играла главную роль в жизни женских обителей и была гораздо обширнее, чем в мужских монастырях. Объясняется это не одним только различием между мужской и женской натурой, но и тем, что многие женские монастыри выросли именно благодаря своей социально-благотворительной миссии, стали в этом отношении примером для других обителей и обрели признание и любовь народа. В 80—90 гг., в эпоху Александра III (1881-1894), когда правительство поощряло учреждение церковно-при-ходских школ, почти во всех женских монастырях открывались такие школы, обычно для девочек, и всегда на средства самих монастырей. У истоков подвижничества русских женщин, их любви к ближнему и преданности Богу мы видим образ Иулиа-нии Лазаревской (Осорги-ной); своим личным благочестием она не особенно отличалась от других женщин, но удивительны были ее социально-благотворительные труды: она ухаживала за заразными больными, раздавала милостыню так, что сама вынуждена была голодать; от этого образа на нас веет духом, не характерным для нравов конца XVI в., но зато сближающим его с образами многих русских женщин XIX столетия. И. Смолим. Русское монашество 988-1917.-Гл. XIV Молитва. и только ночью выходила на свежий воздух. Душевные страдания матушки дополнились физическими: оступившись, она сломала ногу. Личного имущества у нее не было, кроме книг. Свой наградной золотой наперсный крест она оставила в Москве на сохранение некой Зинаиде, которая впоследствии, во время Великой Отечественной войны, разрубила его на части и продала, за что много пострадала в жизни. Ночью 28 сентября 1937 года семидесятитрехлетнюю игумению Марию снова арестовали. Старожилы вспоминали, как матушка медленно шла к машине, опираясь на костыль, а за ней волоком тащили мешок с церковными книгами. Ей вновь предъявили обвинение в антисоветской агитации и участии в контрреволюционных собраниях монахинь. 14 октября 1937 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, игумению Марию расстреляли в Ивановской тюрьме. Вероятное место ее захоронения — кладбище Былино в Иванове. _ВШПЕ&А ИВ ПРОХОДА J5 56 ЗАСЕДАНИЯ ТРОЗКИ УПКВД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 8/X-I937 года С2УЕАЛИ: ПОСТАНОВИЛ! Ze&o Л 19II - C73jIAJLCZ0rS Р0 к/р группы монахов □о обвинению: ЗЕБЯРОЗСИСС Иарпи Алокоеевны, 1864 года роЕДенля.урож.о Лраоное, Владныярского р-за.йО.бывЕ.нггмени. В 1930 году за к/р деятельность была осухдеяа на Э года выоылкж в Севкрай. До ареста без определенных занятна. Обвнняагся в а/о агитации а распространена к/р олухов х к/р толкований, с о дернанмя центральных газет. Участвовала на к/р сборизх. как член к/р группы быв.монахинь. Призвала себя виновной. ЕБ2Р03СК7Х! 1'арюо АлекозевнГ раоотрелять. Постановление о расстреле игумении Марии.
|