040. Суздальский Свято-Покровский монастырь, страница 14

040. Суздальский Свято-Покровский монастырь, страница 14

избранника

Лишенная земного величия княгиня Соломония недолго скорбела — невечерний свет Царства Божия затмил тусклый блеск мирского счастья.

Преподобная София, в миру Соломония Сабурова, родилась около 1490 года в семье знатного боярина Юрия Константиновича Сабурова, потомка татарского мурзы Чета, перешедшего в русское подданство и принявшего крещение в 1330 году. Соломония рано лишилась родителей и воспитывалась теткой, которая привила ей любовь к Богу и Церкви. Благочестие и необычайная красота девушки привлекли к ней внимание великого

ТГРПЯГН9Н

Тропарь преподобной Софии Суздальской, глас 4

Вышняго красотою явственно украшался, постническими бо труды подвизася преподобная София, и бысть наследница Небесному Царствию, и внйде в Небесный Чертог насладйтися Христовы красоты; Его же моли спастйся граду Суждалю от вражиих нахождений и междоусобныя брани и подаждь душам нашим велию милость.

Преподобная София Суздальская, икона XVII века. До закрытия монастыря эта икона находилась у гробницы святой.

князя Московского Василия III, когда он выбирал себе супругу из полутора тысяч знатных девиц, собранных со всей Руси. 4 сентября 1505 года в московском Успенском соборе Василий III и Соломония были обвенчаны.

В царских палатах жизнь княгини проходила в молитве, чтении и рукоделии. Она собственноручно вышила церковный покров на раку преподобного Сергия Радонежского, сохранившийся доныне. Придворной роскоши княгиня предпочитала дела милосердия: кормила множество нищих, раздавала щедрую милостыню, особенно в дни поминовения усопших.

Прошло двадцать лет согласной супружеской жизни, но Бог не давал великокняжеской чете наследников. При дворе забеспокоились по поводу возможной государственной смуты в случае кончины бездетного государя. Бояре считали бесплодной княгиню и советовали Василию расторгнуть брак. Летописи сообщают разные сведения о том, при каких условиях состоялся развод. Часть источников утверждает, что Василий не хотел грешить против единства и святости брака, но княги

ня, стремясь к сохранению мира при дворе, сама просила отпустить ее в монастырь. По другой версии, княгиня была пострижена насильно, а развод стал неслыханным доселе на Руси преступлением: «А все то за наше согрешение, яко же написал апостол: пустя жену свою, и оженится иною, прелюбы творит» (Псковская летопись).

Пострижение Соломонии Сабуровой состоялось в ноябре 1525 года в московском Рождественском монастыре. В 1526 году инокиня София переехала в хорошо знакомый ей суздальский Покровский монастырь, попечительницей которого она была с 1518 года. В обители царственная инокиня предалась молитвенным подвигам. Молельня ее находилась в надвратной Благовещенской церкви, в маленьком приделе с южной стороны. К молитве мать София прилагала физический труд: своими руками она ископала колодец для монастыря. Вдохновленные подвижничеством княгини-инокини, многие знатные женщины и девицы Суздаля оставляли мир и принимали монашество в Покровском монастыре.

Пострижение в монашество Соломонии Сабуровой. Миниатюра XVII века.