040. Суздальский Свято-Покровский монастырь, страница 13

040. Суздальский Свято-Покровский монастырь, страница 13

подвижники

Икона «Небесная сень». Тверь, 1588 год. На иконе в двух нижних рядах представлены русские святые — небесные покровители и защитники Русской земли. Святые князья изображены во втором клейме слева.

Возвращение мощей святого Александра Невского в Александре-Невскую Лавру в 1989 году.

рия, рекша про отчину свою, Селунь град: "Господи, аще погубиши град сей, то и аз с ними погибну, аще ли спа-сеши и, то аз спасен буду"; сей убо (Михаил) такожде умысли сотворити и положити душу свою за свое отечество».

Это отечество, эта русская земля — не государство, которого еще не существовало, — вместе с городской областью, малой родиной является в княжеских житиях предметом нежной и религиозной любви. В прологах к ярославским житиям она принимает форму гимнов к русской земле, в которых — в зародышевой, конечно, форме — можно найти не только обоснование идеи национального государства, но и национальной культуры: «О светлая и пресветлая русская земля и преукрашен-ная многими реками и разно-личными птицами и зверями и всяческою различною тва-рию, потешая Бог человека и сотворил вся его ради на потеху и на потребу различных искушений человеческого ради естества, и потом подаро-ва Господь православною верою, св. крещением, напол

нив ю великими грады и до-мы церковными и насеяв ю боголюбивыми книгами; и показуя им путь спасения, им же дойти пресветлого света и радости всех святых и рай-ския пищи, неоскудныя Бо-жия благодати наполнитися, но по делом нашим прияти противу трудом».

Повсюду в старых стольных городах, в склепах или притворах соборов народ благоговейно чтил гробницы древних князей, в которых видел защитников родного города, к которым обращался в годину военной грозы...

Усопшие молятся за живых, им близких; усопшие

князья — за свою вотчину, за Русскую землю...

Среди чудес святого Александра Невского записано одно видение, которое имел инок Антоний во Владимирском Рождественском монастыре в год нашествия на Москву Девлет-Гирея (1571). Молясь ночью о победе русского воинства, он видит юных всадников, святых Бориса и Глеба, которые входят в церковь и будят спящего князя Александра: «Восстани, брат наш, да ускорим на помощь сроднику нашему царю Иоанну». Выйдя из собора, трое всадников мчатся в Успенский собор к сродникам Андрею, Всеволоду, Георгию и Ярославу. И вот уже все семеро, перенесясь через городскую стену, они несутся в Ростов, чтобы поднять с собой царевича Ордынского Петра. Так собирается небесная рать князей для обороны Русской земли.

Георгий Федотов.

Святые Древней Руси. — Гл. 5