040. Суздальский Свято-Покровский монастырь, страница 6ИСТОРИЯ ишотш Постригись, моя немилая, Посхимися, моя постылая! На постриженье дам сто рублев, На посхименье дам тысячу! Поставлю келейку во Суздале, красном городе. Тонешеньку, малешеньку!.. Князья и бояре сьезжалися, И той келейке дивовалися: И что это за келейка, И тонешенька, и малешенька? И что это за старица, что пострижена молодешенька?.. Из исторической песни на пострижение Е. Лопухиной вчркюиГ feinx 4M«tfU СШ 'tffj (fi^+m&ii Письмо E. Лопухиной к Петру I с заверениями о том, что она «по-прежнему будет инокою». Написано было в 1718 году. Царица Евдокия Лопухина. Портрет XIX века. Хоругвь, заказанная игуменией Марией (Белого) в память о посещении обители императором Николаем И. На лицевой стороне — икона святителя Николая, на обороте — святых покровителей царской семьи. посетил любимый сын царевич Алексий. В 1718 году на Евдокию Лопухину пало подозрение в соучастии в заговоре царевича против Петра. Царь сам явился в Покровскую обитель для расследования, «повелел ставить колы да виселицы». Евдокию Федоровну отправили в Старо-Ладожский Успенский монастырь. Игумению Марфу, казначею Мариамну, монахиню Капитолину и несколько других инокинь невинно осудили и казнили на Красной площади в Москве. Когда воцарилась Екатерина I, Евдокию Лопухину заточили в Шлиссельбургскую крепость. Петр II, внук матушки Елены, освободил ее, и первая жена первого российского императора поселилась в Москве в Новодевичьем монастыре. На предложение принять трон после смерти Петра II она ответила отказом, сославшись на старость. 27 августа 1731 года бывшая царица Евдокия скончалась и была погребена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Умирая, она гово рила: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного». Еще в XIX веке на монастырской колокольне имелся колокол, называемый «цари-цын», с жалобным, печальным звоном. Заслышав его, говорили: «Ну, завыл да зазвенел царицын колокол!..» XVIII век был временем упадка для всех русских обителей. Вынужденные Петром I содержать старых солдат, больницы и богадельни, а затем лишенные Екатериной II всех своих земельных владений монастыри нищали. «Монахини в пище и одежде имеют великое оскудение, и тают гладом, и никакой мере общества содержать их невозможно», — писала в 1724 году в Синод игумения Покровского монастыря Ираида. Скромные средства добывались вышиванием, огородничеством, в страду сестры нанимались на работу к горожанам. Тем не менее, в 1812 году обитель внесла одно из крупнейших пожертвований на нужды русской армии. К началу XX века трудами сестер и деятельных игумений Евлампии, Ми-литины, позже Марии (Белаго) мона- |