040. Суздальский Свято-Покровский монастырь, страница 5

040. Суздальский Свято-Покровский монастырь, страница 5

ИСТОРИЯ

mm

Покров Пресвятой Богородицы

В 910 году сарацины-му-сульмане вторглись в пределы Византийской империи и угрожали Константинополю. 1 октября жители города собрались в храме Пресвятой Богородицы в районе Влахер-ны и пред ковчегом, хранящим одежды Девы Марии, молились об избавлении от

Покров Пресвятой Богородицы, икона XIV в. Возможно, это первая храмовая икона Покровского монастыря.

беды. В четвертом часу ночи святой Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епи-фаний увидели в храме Богородицу, идущую по воздуху в сопровождении Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова и многих святых. Подойдя к алтарю Богоматерь долго молилась на коленях, а затем сняла с главы Своей покрывало, блиставшее наподобие молнии, и торжественно распростерла его над стоящим в храме народом. Через некоторое время Дева Мария покинула храм. Невидимым стало и покрывало — Покров. «Но, взяв его с Собою, Она оставила благодать бывшим

там», — пишет святитель Димитрий Ростовский.

В византийской Церкви это событие не стало праздником. Празднование Покрова Пресвятой Богородицы установил около 1165 года во Владимиро-Суздальский земле святой князь Андрей Боголюбский, который, как и Андрей Константинопольский, сподобился явления Пресвятой Девы. При впадении реки Нерль в Клязьму князь построил первый на Руси Покровский храм, признанный ныне шедевром мирового искусства. Суздальской земле принадлежит и древнейшее иконографическое изображение Покрова XIII века на западных вратах Рождественского собора Суздальского кремля. Матерь Божия явила множество дивных чудес в Русской земле и

постепенно праздник Покрова стал одним из наиболее почитаемых в нашей стране. Только в Москве и Московской области существует более сотни храмов, посвященных Покрову. Среди них не менее знаменитый, чем церковь Покрова на Нерли, Покровский собор на Красной площади в Москве (более известный как храм Василия Блаженного), построенный в честь взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году, победоносный штурм которой начался в самый день праздника. Любовь к празднику Покрова отразилась в названиях ряда русских городов и деревень, в русских фамилиях. Из Руси празднование Покрова распространилось на южнославянские страны и даже на ряд афонских монастырей.

на богомолье и услышал пророчество игумении Василисы: «Ты вернешься царем Казанским». Возвращаясь от Казани победителем, Грозный царь заехал в Покровский монастырь для благодарственного молебна и даровал обители богато украшенную икону Бо-жией Матери «Грузинскую».

С XVI века Покровский монастырь становится местом, где особенно часто принимают монашество родовитые русские женщины. Среди них — Евдокия Богдановна Сабурова, в монашестве Домна, супруга Ивана Ивановича, сына Ивана Грозного; царица Мария Петровна, супруга царя Василия Шуйского; княгиня Анна Васильевна Вельская, в монашестве Александра; княгиня Евдокия Александровна Стариц-кая, в монашестве Евпраксия, супруга Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного, и многие другие. Последние годы жизни провела в Покровском монастыре дочь Бориса Годунова Ксения, в монашестве Ольга.

В страшное время Смуты в Суздале бесчинствовал польский пан Лисов

ский. В 1609 году, разграбив город и монастыри, Лисовский покушался и на Покровскую обитель. Остановила разбойника сама преподобная София. Она явилась ему в видении, с горящей свечой, и, по слову летописи, «начала

Икона Божией Матери «Грузинская» — вклад в Покровский монастырь царя Ивана Грозного.

его жечь и палить, и впал пан в великий недуг, и рука правая отнялась у него, и ужаснуло его это видение, и отошел он от монастыря, сказывая товарищем о чудесах, и клятву наложил на себя города Суздаля с обителями не разорять и ушел во своя».

Сестра освободителя России от поляков князя Дмитрия Пожарского княгиня Дарья Хованская приняла монашеский постриг в Покровском монастыре и скончалась здесь в 1645 году.

25 сентября 1698 года в монастырь на жительство прибыла еще одна венценосная особа — супруга Петра I Евдокия Федоровна Лопухина. Она стала неугодна своему великому мужу, поскольку не соответствовала духу времени: любила старину и совершенно не сочувствовала реформам. Через год Евдокию Федоровну по царскому указу постригли в монашество с именем Елена. В обители она проводила время в молитве, чтении и рукоделии. На поклон к заточенной царице стекалось множество богомольцев, духовенство, суздальская аристократия. Только через восемь лет ее впервые тайно