040. Суздальский Свято-Покровский монастырь, страница 8

040. Суздальский Свято-Покровский монастырь, страница 8

ИСТОРИЯ

штш

Смотр царских невест

Цари, устраивая свою личную жизнь, не всегда руководствовались политическими соображениями или государственными интересами. Некоторые царственные счастливцы имели возможность, подобно простым смертным, свободно избрать себе подругу жизни. Хотя ограничения все-та-ки были — невесте надлежало быть самой-самой.

Одно из древнейших описаний смотра царской невесты содержится в Библии (в Книге Эсфири): «И сказали отроки царя, служившие при нем: пусть бы поискали царю молодых красивых девиц, и пусть бы назначил царь наблюдателей во все области своего царства, которые собрали бы всех молодых девиц, красивых видом, в престольный город Сузы, в дом жен под надзор Гегая, царского евнуха, стража жен, и пусть бы выдавали им притиранья, и девица, которая понравится глазам царя, пусть будет царицею вместо Астинь». Так Эсфирь стала супругой персидского царя Ксеркса.

Православная Византийская империя, где старались

мыслить по-библейски, тоже практиковала обычай смотра и выбора невест. Будущих императриц искали среди красавиц по всей стране. Особые послы должны были оценить «прелесть лица», а также меру роста, размер головы и длину стопы девицы (вспомним Золушку!). Требовалось и умение вести беседу: неспособная к этому девушка выбывала из числа претенденток. В 788 году император Византии Константин VI выбрал (правда, не без помощи матери) невесту из тринадцати кандидаток. Ею стала юная незнатная армянка, уроженка Пафлагонии Мария Амнийская, внучка святителя Филарета Милостивого. Из оставшихся девушек двух взяли в жены знатные люди, а остальных отослали домой с богатыми дарами.

Вот как С. Б. Дашков описывает выбор невесты в 821 (или 830) году византийским императором Феофи-лом: «В столице был устроен смотр невест, для которого самые красивые девушки были собраны со всех провинций в Константинополь. Будущая монахиня и поэтесса Кассия

Коронация Эсфири.

Византийский император Константин Мономах с супругой императрицей Зоей. Мозаика XI века в храме Святой Софии в Константинополе (современном Стамбуле).

вилась ему больше других. Но Кассия, по словам Георгия Амартола, „уязвила сердце его словом", и яблоко досталось более „смирной" паф-лагонянке Феодоре (будущей восстановительнице иконо-почитания)».

Московская Русь, считавшая себя Третьим Римом, наследующим Риму Второму — Византийской империи, переняла у ромеев и обычай смотра невест. Великий князь Василий III был первым русским государем, кто вступил в брак таким образом. «Привезли их (невест) в Москву более пятисот, из них выбрали 300, из трехсот — 200, после — 100, наконец — только десять осмотренных повивальными бабками; из сих десяти Василий выбрал себе невесту и женился на ней» (по рассказу очевидца, посла Франциска-де-Колло). Князь сделал поистине царский выбор: его избранница Соломония Сабурова отличалась глубоким благочестием, умом и красотой.

была одной из них. Император должен был ходить между рядов девушек с золотым яблоком и протянуть его той, на которой он собирался жениться. Он собирался протянуть его Кассии, которая нра

Сын Василия Иоанн Грозный не переменял древних обычаев и устраивал смотрины при трех своих браках. «Когда к вам эта грамота придет, и у которых из вас будут дочери девки, то вы бы с ними