043. Николо-Вяжищский монастырь, страница 16

043. Николо-Вяжищский монастырь, страница 16

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

арочный переход, который соединил комплекс этой церкви с Никольским собором.

В первой четверти XVIII века был осуществлен ряд работ по оформлению интерьеров храмов. Изготовле

нием и устройством печей занимались местные мастера Дмитрий, Тимофей Дмитриев, Артемий Митрофанов. Иконы для иконостасов Иоанно-Бо-гословской и Вознесенской церквей написал в 1701 году по подрядному

договору кормовой иконописец Иван Яковлев Бахматов из Москвы. Резьбой иконостасов занимались «столяры резных дел» Василий Яковлев, Ерофей Герасимов, Федор Никонов, Ерофей Савельев.

изр^зцсжое ожерелье

Новгородской церковной архитектуре в целом чуждо изразцовое убранство. Лишь незначительное число древних новгородских церквей украшено изразцовым декором. При раскопках в Новгороде встречается довольно много изразцов, начиная с XVII века, но в основном они не относятся к культовым постройкам. Поэтому богатейшее убранство фасадов и интерьеров ансамбля Вяжищского монастыря полихромными (ценинными) изразцами, выполненное в первой четверти XVIII века, — необычное явление в новгородском зодчестве. Дореволюционные насельники Вяжищской обители гордились этой особенностью своего монастыря. Среди монахов даже передавалась легенда, согласно которой изразцы были выдуманы и изготовлены еще в XVI веке одним вяжищским иноком. Но с тех пор мастерство будто

Галерея-переход между Никольским и Иоанно-Богословским храмами.

бы растеряли, и никто больше таких сделать не сумеет.

Наибольшим богатством изразцового декора отличается трапезная церковь во имя апостола Иоанна Богослова. Широкие изразцовые фризы, опоясывающие фасады, фигурные оконные наличники и порталы составлены из «ценинных образцов», имеющих разнообразную форму. Для рельефных рисунков характерны укрупненные размеры. Апсиды украшены тремя

Среди вяжищских колоколов.

поясами. Первый проходит под окнами второго этажа и имеет ширину двух изразцов и валиков; второй — над окнами первого этажа и состоит из двух с половиной изразцов и валиков; третий — под окнами первого этажа, состоит из двух изразцов и валиков. На апсидах — шесть изразцовых наличников. Три из них — простой пря-