043. Николо-Вяжищский монастырь, страница 13

043. Николо-Вяжищский монастырь, страница 13

подвижники

и говорит ему: „Бог меня поставил и митрополит, и зовут меня в Москву" И Михаила сказал владыке: „В Москву тебе ехать и бить челом великому князю и митрополиту" И ездил владыка к князю и бил челом митрополиту, как предсказал Михаила».

Без малого три десятилетия руководил святитель Евфимий Новгородской епархией (включая годы между избранием и рукоположением), а заодно и политической жизнью Великого Новгорода, поскольку архиепископы этого города в период его независимости издревле находились фактически во главе боярского правительства, собиравшегося на владычном дворе. Святителя любили и почитали все новгородцы, и делами своими оставил он по себе самую славную память. Особенно прославился святой Евфимий своим гостеприимством: «От странных же или чуждых стран приходящих всех любовию приимаше, всех упокоеваше, всех по достоинству миловаше». Авторитет Евфимия Вяжицкого был высок и за пределами Новгородской земли. Как считают некоторые современные исследователи, в своей деятельности он придерживался афонских традиций. Святитель, горячий противник унии, заключенной между Константинопольской Патриархией и Римско-католической церковью на Ферарро-Флорен-тийском соборе в 1439 году, разработал антиуниатскую строительную и иконописную программу для Новгорода; под его защиту ушли некоторые участники русской делегации на Ферраро-Флорен-тийском Соборе, не согласные с унией. В частности, ярый обличитель унии Симеон Суздальский, автор антикатолической «Повести о Восьмом Соборе», по его собственному свидетельству, после бегства из Венеции «прибег к Новуго-роду» и «пребыл лето у великого святителя владыки Еуфимиа Новогородьско-го». Именно тут он начал писать свою обличительную повесть.

Чрезвычайно энергичной была деятельность святителя Евфимия по возведению храмов и других сооружений в Новгороде и в городах Новгородской земли. Письменные источники сообщают, что святитель был заказчиком около тридцати каменных зданий, всего же за время его управления кафедрой их было построено до полусотни. Пахомий Логофет так описывает эти

Над Вяжищами — кресты и купола.

Иконография образа Пресвятой Богородицы «Знамение» — новгородского происхождения. Икона 1861 года из Вяжищского монастыря.

деяния святого: «Если хочешь увидеть нечто малое от великих, то подойди к великому храму Премудрости Божи-ей Софии и возведи окрест очи твои; ты увидишь множество пресветлых храмов святых, созданных святителем, которые сияют, как звезды, стоят кругом, как горы, и если не словом, то самым видом своим возвращают свою разнообразную красоту, как бы соперничая друг с другом».

В начале зимы 1457/58 годов святитель заболел и, согласно Житию, отправился в Лисицкий монастырь, где не пропускал богослужений, невзирая на немощь. Перед смертью он преподал пастве благословение, испросил у всех прощения, причастился Святых Тайн, после чего тихо и мирно предал Господу свою душу. При кончине распространилось благоухание от тела архиепископа, а при помазании тела были найдены на нем тяжелые вериги («подобно схиме»), которых никто не видал на нем при жизни. По свидетельству «Летописи Авраамки», Божий угодник скончался 10 марта 1458 года.