043. Николо-Вяжищский монастырь, страница 17

043. Николо-Вяжищский монастырь, страница 17

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

wmi

Контрфорс (от франц. contre-force — противодействующая сила) — поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающие основную несущую конструкцию (преимущественно стену с наружной стороны постройки) и воспринимающие главным образом горизонтальные усилия (распор от сводов, перекрывающих здание, давление фунта на подпорные стенки, гидростатическое давление на основание плотины и т. п.). К основанию стены поперечное сечение контрфорса обычно увеличивается (плавно или уступами); при незначительных горизонтальных усилиях сечение по высоте может оставаться постоянным.

моугольной формы с бусообразными колонками и тремя крестами в верхней части обрамления. Другие три имеют более сложные фигурные очертания, с колонками, орнаментированными гроздьями винограда, и фронтонами, отмеченными в середине большими крестами.

Представленные на изразцах изображения львов, единорогов, коней, двуглавых орлов, крестов — редкое явление в архитектурном убранстве храмов XVII века. Встречающиеся в изразцовом ожерелье буквенные изображения и прочтение отдельных слов свидетельствуют о существовании храмозданной надписи в карнизной части Иоанно-Богословской церкви. Как и главы этого храма, она была разрушена во время бури 1698 года. Вопрос происхождения богатого фасадного декора Вяжищского архитектурного комплекса до конца не решен. По мнению историка искусства М. И. Полянского, изразцы изготовлялись в мастерской, основанной Патриархом Никоном при Валдайском Иверском монастыре. Искусствовед В. П. Вы голов полагал, что изразцовые наборы привозились из

Справа: Изразцовые пояса и наличники апсиды Иоанно-Богословской церкви.

Внизу: Круглое изразцовое обрамление окна напоминает розетты готических соборов.

Москвы и Ярославля, но не исключал и существования местного новгородского производства. Он разделяет все изразцы на три группы: небольшие по размерам с мелким рисунком, печные (21,5x22,5 см), помещенные невысоко, в основном на крыльцах и галереях Никольского собора; средние (30,5 х 31,5 см) и большие (37,5x38 см), которые использовались специально для декора фасадов. Возможно, изразцы изготовлялись в Вяжищах мастерами, прошедшими выучку в валдайской мастерской; известно, что местные мастера Дмитрий, Тимофей Дмитриев,

Артемий Митрофанов занимались изготовлением изразцовых печей.

Монументальная вяжищская керамика узнается по четкому и яркому рисунку, хорошо заметному, даже если плитки размещены на большой высоте. Преобладающим цветом является бирюзовый. Общий тон вяжищских керамик зеленовато-серый, мерцающий, не дающий интенсивных цветовых пятен. Встречаются изразцы, представляющие собой плитки, соединенные под прямым углом, а также изразцы со срезанным углом, которые применялись при украшении оконных наличников.