049. Монастырь св. Нино Самтавро (Грузия), страница 27

049. Монастырь св. Нино Самтавро (Грузия), страница 27
МОНАСТЫРЬ II МИР

крнтшт

Дохристианское кладбище

Не только памятники христианского времени находятся на древней грузинской земле. В 1871 году при прокладке дороги практически у самого монастыря Самтавро был открыт древний могильник. Погребения (главным образом семейные) имели вид каменных ящиков, а около скелетов, расположенных на боку, в большом количестве были обнаружены различные бронзовые безделушки и глиняные кувшины. Позже археологи нашли здесь следы жизнедеятельности человека эпохи бронзы: фигурки животных, бронзовое и железное оружие, украшения из сердолика, агата, халцедона. На территории этого дохристианского кладбища сейчас исследовано около 3000 захоронений разных времен. Раскопки Самтаврского могильника помогли составить надежную хронологическую шкалу, охватившую три тысячелетия, полезную для изучения не только истории Мцхеты, но и вообще культуры народов Восточной Грузии.

Вознесение креста. Рельеф над южными вратами Джвари.

Джвари сохранился лучше большинства памятников древнегрузинско-го зодчества, дойдя до нас практически без переделок. По нему можно составить представление, как выглядели первые грузинские церкви.

Внешне Джвари представляет собой большой восьмигранный барабан, перекрытый шестигранным куполом, который увенчан крестом. В основе планировки храма лежит крест. Между рукавами расположены маленькие комнаты, каждая из них имеет свое назначение: по обе стороны алтаря — жертвенник и диакон ни к, а юго-запад -ная комната — женская (с надписью над входом, что выстроена она попечением некоей Теместии). Северо-за-падная комната предназначалась для представителей царской семьи.

При относительно скромных размерах «большой» храм Джвари поражает величественностью и цельностью архитектуры. Различные возможности использовал архитектор для достижения гармонии отдельных частей в единстве целого. Например, высокие ниши служат для плавного перехода от основного пространства к угловым комнатам.

Внутренней росписи, в отличие от более поздних памятников грузинской архитектуры, в храме Креста не было. Строгость линий и мастерство общего исполнения делают эту церковь необыкновенно привлекательной. Одна из ее особенностей — поднятая на фоне гладких стен алтарная часть, ярко освещенная тремя оконцами на восточном фасаде. Самое большое значение придавалось находящемуся в центре хра

ма октогону (восьмиугольнику), огораживавшему тот самый крест, в честь которого и был построен этот храм. Украшена мозаикой, как и в «малом» Джвари, была лишь конха алтаря.

Впрочем, отсутствие росписи с лихвой заменялось рельефами. Здесь и рельеф царя Степаноза II (на южном фасаде), и коленопреклоненная фигура, изображающая, видимо, архитектора храма (на одной из граней барабана), и целая рельефная композиция «Вознесение креста» (над южным входом). Детали декора на фасадах церкви Креста органически дополняют архитектуру и подчеркивают значение отдельных акцентов в общем архитектурном звучании.

Существует предположение, что в строительстве Джварис-сакдари участвовал армянский зодчий по имени Тодос. Это как будто следует из того, что раньше в храме находился четырехсторонний обелиск с одинаковыми по содержанию надписями на грузинском и армянском языках. При этом размеры и начертание завершающей армянскую надпись буквы «Т» в точности совпадают с таковыми в армянской

Вид из Джвари на Мцхету.