049. Монастырь св. Нино Самтавро (Грузия), страница 29МОНАСТЫРЬ И МИР из божеств грузинского пантеона, от которого и осталось название «зедазе-ни», что означает «Задени на горе». Ученики преподобного Иоанна Зедазнийского разошлись по Грузии, а сам он, оставив при себе диакона Илию, углубился в молитвенные подвиги. По молитве святого Иоанна заструился на горе Задени источник, воды которого скапливаются в каменном бассейне. Вода эта почитается как чудодейственная. Когда пришло время святому оставить бренный мир, призвал он двух своих учеников, завещал им похоронить себя в тесной пещерке на горе, где часто уединялся в жизни, и предал душу Господу. Ученики же его не исполнили завещание святого и в сопровождении духовенства перенесли его тело в обитель у подножья горы Задени, положив его в особом склепе. Однако тотчас началось землетрясение, не прекращавшееся до тех пор, пока честные останки святого не упокоились в его любимой пещерке. В X веке, когда на южном склоне горы-усыпальницы преподобного Иоанна была построена церковь в честь Иоанна Крестителя, святые мощи преподобного Иоанна Зедазнийского оказались в ее приделе. В нынешнем своем виде монастырь был построен в VII—VIII вв. возле пришедшей к тому времени в запустение крепости. До 1705 года, когда верхняя церковь монастыря была разрушена, зданий здесь было больше. До наших дней сохранились лишь два из них — колокольня и собственно храм монастыря. Зедазенская обитель постепенно пришла в запустение и в 1849 году была вновь возобновлена, однако еще сорок лет оставалась без настоятеля, пока ее не принял настоятель Шио-Мгви-ме епископ Александр Окропиридзе. К 1889 году он полностью отреставрировал постройки, но созданию здесь живого монастыря мешало отсутствие собственных угодий и иных источников дохода. Боялись сюда идти и богомольцы, их отпугивала слава о Зедазен-ских лесах как о местах разбойных. Помыкавшись некоторое время, монахи в конце концов покинули Зедазени. Монастырь Шио Мгвимского, выросший среди скал, даже оттенками похож на окружающие его камни. Повезло обители, как это ни парадоксально, в советскую пору — с 1932 по 1946 год в монастыре настоятель-ствовал преподобный Эквтиме Исповедник, здесь же и погребенный. Шио-Мгвимский монастырь — обитель, основанная одним из пришедших с преподобным Иоанном отцов сирийских, Шио (Симеоном) Мгвим-ским. Самая древняя сохранившаяся ее постройка — церковь святого Иоанна Крестителя (560—580). Она выполнена в «свободно-крестовом» стиле, отличающемся простотой и строгостью. Когда-то в ней был уникальный каменный иконостас, богато украшенный сценами Жития преподобного Шио. Ныне иконостас хранится в Государственном музее искусств Грузии. В советское время жизнь в монастыре остановилась, однако сейчас он вновь является действующим. |