043. Николо-Вяжищский монастырь, страница 6

043. Николо-Вяжищский монастырь, страница 6

ИСТОРИЯ

ни

ЙШ

свою деятельность и при преемниках владыки Евфимия. Так, в 1464 году священник Иона переписал Евангелие учительное для Юрьева монастыря.

После смерти Евфимия II Вяжищ-ская обитель долгое время сохраняла видное положение среди новгородских монастырей. Она была тем местом, где зародился культ высокопреосвященного покровителя монастыря. Здесь святитель Евфимий II завещал себя похоронить, отсюда его почитание распространялось сначала в Новгородской земле, а затем — и во всем Русском государстве. При преемнике Евфимия II на новгородской архиерейской кафедре Ионе в Никольском соборе Вяжищского монастыря над гробом святителя Евфимия II возводится придел, освященный во имя его тезоименитого святого Евфимия Великого. Этот придел был расписан в 1466 году. Видимо, в 60-е годы XV века строится и надвратная церковь святого Антония, о росписи которой знаменитая «Летопись Авраамки» упоминает под 1466 годом: «Та-коже и святыи Антонеи подписаша на

Соловецкие монахи, прибывшие ко двору новгородского архиепископа. Миниатюра.

София Новгородская.

вратах монастыря... при игумене Вар-ламе и при смиренном старце Митро-фане». К этому же времени относится возведение жилого монастырского здания — келий настоятеля. Таким образом, в 1460-е годы, при архиепископе Ионе, завершается формирование первого архитектурного ансамбля Вяжищской обители.

Сулок — кусок ткани, которым в русской церковной традиции оборачивается верхняя часть архиерейского посоха. Считается, что своим появлением сулок обязан морозам, и его предназначение — предохранять руки архиерея от холода.

Исследовательница истории Вяжищского монастыря Л. А. Секретарь отмечает, что монастырю принадлежали обширные владения в Новгородской земле. Согласно новгородским писцовым книгам 1582 года, крупнейшие вотчины обители находились в Вод-ской пятине: Заверяжском, Лузском и Гдицком погостах. В Шелонской пятине Вяжищскому монастырю принадлежала вотчина в Сутоцком погосте, в Деревской — в Понедельском и Кре-меницком погостах, в Обонежской — в Рождественском Вороновском погосте. Впрочем, впечатляющие количественные характеристики монастырских владений к концу XVI века уже не обладали соответствующим качеством. Так, все деревни и вотчины, находившиеся в Водской и Шелонской пятинах, числились в 1582 году пустошами —запустение было связано, прежде всего, с Ливонской войной (1558—1585 годы). Пострадал от войны и сам Вяжищский монастырь. В 1580 году он был разорен войсками польского короля Стефана Батория. В годы Смуты здесь, как и во всей Новгородской земле, хозяйничали шведы; часть построек оказалась сильно поврежденной...

На смену неспокойным смутным временам пришло царствование государя Михаила Федоровича Романова, а за ним и правление Алексея Тишайшего. Вяжищская обитель упрочивает свое положение. В сентябре 1651 года при митрополите Новгородском Никоне здесь учреждается архимандри-тия. Настоятель обретает право служения в шапке с палицей и ручным сулком. Помимо этого, монастырь получает от митрополита несколько дворов, а от царя Алексея Михайловича — дворцовое село Холынью с деревнями и пустошами в Деревской пятине. Во второй половине XVII столетия к оби-