043. Николо-Вяжищский монастырь, страница 5ИСТОРИЯ скопа в 1435 году, обрушилась, «только мастеры свершив сошли». Также и церковь великомученицы Анастасии, созданная в 1440 году, «развалилась» всего лишь через 23 года после возведения. Видимо, во время строительства Никольского собора Вяжищского монастыря архитекторы допустили серьезные просчеты. Возможно также, что мастера пользовались некачественными материалами. Но, как известно, на все воля Божья, и негоже человеку впадать в уныние, тем паче, если он носит священный сан. В 1438 году целеустремленный архиепископ Ев-фимий II возводит на Вяжищах новую церковь. Не ясно, был ли храм закладки 1436 года разрушен до основания или пострадала только какая-то его часть: обычно у каменных церквей наиболее подвержены обрушению своды. Историк И. В. Антипов обратил внимание на летописное известие, в котором о строительстве 1438 года сообщается, что «опять поставиша церковь святого Николу на Вяжищах, на старой основе». Это дало исследователю основания предполагать, что храм 1438 года был возведен полностью заново, сохранив, однако, плановую основу, фундаменты и облик храма-предшественника. В 1441 году Никольский собор Вяжищского монастыря расписали. Эта церковь просуществовала более двухсот лет и была разобрана во второй половине XVII столетия. Благодаря одному из иностранцев, посещавших Россию с дипломатической миссией, мы имеем уникальную возможность узнать о том, как она выглядела. В 1615 году член голландского посольства Анто-нис Хутеерис зарисовал Никольский собор и вскоре издал свои рисунки в Гааге. Специалисты сходятся во мнении, что рисунки Антониса Хутеериса являются реалистичными и достаточно точно передают облик архитектурных памятников начала XVII века. О точности рисунков голландца говорит, например, то, что запечатленные им виды крепости Иван-города, которая хорошо сохранилась до наших дней, очень близки к натуре. Новый крупный строительный этап в жизни Вяжищ приходится на 1450-е годы. В 1457 году по заказу архиепископа Евфимия II отстраивается каменная монастырская трапезная с церковью во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Выдающийся книжник Древней Руси Пахомий Логофет, составитель Жития Евфимия II, связывает строительство трапезной с предсмертным желанием владыки. В Житии читаем, что святитель почувствовал скорое приближение вечности и захотел во что бы то ни стало возвести в любимом Вяжищском монастыре «церковь теплую вкупе с трапезою». Усердно испрашивая у Бога времени на то, чтобы успеть со строительством, Ев-фимий II направлял действия зодчих и особенно подгонял живописцев, которые не хотели начинать роспись только что построенных и еще не схваченных как следует раствором стен храма. Тот день, когда роспись была закончена и новый храм предстал во всей его красе, стал, по свидетельству Пахомия Логофета, едва ли не самым радостным в жизни святителя. Усилиями архиепископа Евфимия II в Вяжищах была устроена и книгопис-ная мастерская. До наших дней дошел украшенный миниатюрами служебник, составленный книжниками этой мастерской на рубеже 1430—1440-х годов. Сохранилась и Триодь Постная, в которой есть авторская запись: «Боголюби-вому архиепископу Еуфимию Великаго Новаграда, а писал поп Дионисие у свя-таго Николы на Вежищах». Мастерская Вяжищского монастыря осуществляла |