066. Николо-Перервинский монастырь, страница 18

066. Николо-Перервинский монастырь, страница 18

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Н&ЕРСКНН ССЖОР

11 июля 1904 года в Николо-Перервинский монастырь была из Иверской часовни привезена чудотворная Ивер-ская икона Божией Матери. Тогда же в обитель прибыл митрополит Московский Владимир. После Божественной литургии состоялась закладка нового собора. Соборный храм задумывался величественным, огромных размеров. Он таким и вышел — до сих пор еще издали собор поражает своими размерами и красотой.

Храм освятили 7 сентября 1908 года. Он как будто не случайно появился незадолго до трагических событий и страшных гонений XX века и посвящен Царице Небесной — заступнице за Русскую землю.

Архитектором этого величественного храма, рассчитанного на более чем 3000 молящихся, был Петр Алексеевич Виноградов. Резной вызолоченный иконостас выполнил И. А. Соколов, святые иконы написал по вызолоченному фону известный иконописец и реставратор В. П. Гурьянов. Он вместе с артелью художников расписал стены собора уже после 1909 года. До этого храм внутри не был украшен росписью. Сохранилась фотография иконостаса Иверского собора 1909 года с автографом архитектора П. А. Виноградова, на которой это хорошо видно.

Вверху слева: Иверский собор.

В самом верху справа: Иконостас Иверского собора восстановлен по сохранившимся описаниям и фотографиям.

Вверху справа: Сретение Иверской иконы Божией Матери. Роспись на северной стене Иверского собора.

Живописная роспись стен собора была выполнена в неорусском стиле. Огромное влияние на живописца Гурьянова, как и на многих других художников того периода, оказало творчество Виктора Михайловича Васнецова, что ярко отразилось в живописных изображениях Иверского собора.

В конце 1960-х годов, когда Иверский собор принадлежал заводу Стан-коконструкций, настенная живопись была утрачена. Позже ее пришлось воссоздавать заново по сохранившимся описаниям и фотографиям.

Первоначально купола храма были белого цвета. Но потом оказалось, что белая краска неустойчива, появилась опасность порчи кровельного железа. Поэтому в 1910 году решили покрасить купола Иверского собора в голубой цвет с матовыми звездочками. В 1990-е годы, во время восстановления собора,

главы были вновь окрашены в голубой цвет, однако звездочки не стали воссоздавать, так как единственно возможный метод их крепления грозит опасностью протечек и порчи кровли.

На освящение Иверского собора состоялся крестный ход с чудотворной Иверской иконой Пресвятой Богородицы. Во главе процессии следовал митрополит Московский Владимир. Из всех 24 храмов, находящихся по пути, под колокольный звон выносились навстречу хоругви и иконы и выходило духовенство; процессия останавливалась, владыка прикладывался к святым иконам и благословлял народ.

Чудотворная Иверская икона была внесена в новый соборный храм и поставлена в нем на особом месте. Затем митрополит Московский в сослужении с управляющим Воскресенским монастырем епископом Тихоном и преосвященным Трифоном, епископом Дмитровским, шестью архимандритами и духовенством совершил торжественное всенощное бдение. Одновременно с этим для не вместившихся в новом соборе богомольцев была совершена другая всенощная — под открытым небом.

После 1917 года Иверский собор, как и вдохновителя строительства — владыку Владимира, митрополита Московского, а в будущем — Киевского и