066. Николо-Перервинский монастырь, страница 16

066. Николо-Перервинский монастырь, страница 16

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

от рождества же по плоти Бога Слова 1696 во славу Человеколюбца Едина-го Триипостасного Бога помощию Пречистыя Девы Богоматери Марии в честь славного Ея Успения и Угодников Божиих Св. Чудотворца Николая и Преподобного Отца Нашего Сергия Радонежского Чудотворца... и строение создал и украсил Великий Господин Святейший Кир Адриан, Архиепископ Московский и Всея России, всех северных стран Патриарх, многим своим тщанием и иждивением своея келейныя казны, к сему бысть и иных боголюбцев подаяние на сицевое строение. Совершися же и освятися сей храм Святейшим Адрианом Патриархом в лето от рождества по плоти Бога Слова 1700-е 20 сентября. Трудишася же в строения сем тоя Святыя обители игумен Симон с братиею и Святейшего Патриарха келейник иеромонах Герасим».

Во времена Патриарха Адриана от Никольского собора до Патриарших келий шла деревянная галерея, которая должна была облегчить страдавшему «параличной болезнью» Перво-святителю дорогу до храма. Видимо,

«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19, 14). Настенная роспись в Никольском храме.

сразу после его кончины галерея была разобрана.

В 1784 году на колокольне установили изготовленные тульскими мастерами настенные часы, колокола сейчас отмечают боем каждые 15 минут,

и звоном большого колокола — каждый час.

Внешний облик и внутреннее убранство соборного храма восстановлены после его передачи Русской Православной Церкви в 1991 году.

ннко/^е&скзя церксжь

Николаевская церковь находится на втором этаже собора. В 1717 году ее алтарь был украшен живописными изображениями из Священной истории. В 1727 году стены церкви проиллюстрировали событиями евангельской истории. На куполе изображено Вознесение Господне и небесные воинства.

При митрополите Платоне в 1776— 1778 гг. в Никольском верхнем храме собора был настлан чугунный пол вместо деревянного. В 1800 году на западной стене появились великолепно расписанные живописью хоры, на которые входили с паперти. На них во время архиерейских служений пели семинарские певчие.

С северной и западной сторон храм огибает широкая паперть, представляющая собой как бы «коридор», ведущий ко входу в храм. В 1766—1767 годах паперть была покрыта лепниной и живописными изображениями, посвященными житию святителя Николая Чудотворца. В наши дни украшения паперти реставрируются и постепенно

принимают тот вид, который они имели в середине XVIII века.

Над самым входом в Николаевскую церковь возвышается колокольня. Необычным для храмовой архитектуры XVII века в ней является то, что она расположена на восточной стороне, а не на привычной западной. Объяснить это можно тем, что, видимо, Патриарх Адриан решил при строительстве собора оставить престолы прежних храмов на старых местах (в колокольне располагается церковь в честь Успения Божией Матери).

Звонница делится на пять ярусов. На первом ярусе находится вход в собор, на втором в XIX столетии была монастырская ризница, на третьем — Успенская церковь, на четвертом — помещение для настенных часов и комната для звонаря, на пятом, открытом, — собственно колокола. Верхний ярус колокольни опоясывают два ряда чудом сохранившихся со времен строительства собора изразцов с изображениями серафимов, звезд и крестов.

Святитель Николай побеждает еретиков. Одно из изображений Никольской церкви.