043. Николо-Вяжищский монастырь, страница 20ГРОЗА «шрм» вшзниЧудеса от мощей святителя Евфимия начались уже вскоре после его преставления. Известно, что они были часто связаны с исцелением страдающих от «студеной болезни». Знаменитый автор словаря древнерусского языка И. И. Срезневский считал, что под «студеной болезнью» («студеницей») надо понимать рак. позднейших списках Жития святи-теля Евфимия можно часто встре-Г"1тить описание одиннадцати чудес. L1 Игумен Вяжищского монастыря Варлаам, упоминаемый в исторических источниках до 1466 года, был одержим «студеной болезнью». Он пришел ко гробу святого, помолился и возложил на себя его железные вериги, после чего болезнь прекратилась, игумен полностью выздоровел, а выздоровевши, усердно благодарил Бога и его угодника святителя Евфимия. У некоего боярина по имени Матфей был сын Иоанн. Он страдал головными болями, и никто не мог его исцелить. Однажды он посетил Вяжищский монастырь с целью помолиться святителю Николаю Чудотворцу, а также поклониться гробу святителя Евфимия Новгородского, испрашивая для себя выздоровления. Как и игумен Варлаам, больной возложил на себя железную «схиму» святого Евфимия. Произошло чудо — постепенно боль утихла. Иоанн полностью выздоровел, как будто никогда не болел. Третье чудо, как и первое, связано с насельником Вяжищского монастыря. Келарь Вяжищкой обители Митро-фан, вставая к утреннему славословию, онемел и почувствовал во всем теле расслабление. Знаками показывал он на гроб святителя и на голову. Братья- Место упокоения святых мощей Евфимия отмечено табличкой. монахи принесли вериги святителя Евфимия. Митрофан с великой верой возложил их на себя и много молился святому, затем уснул. Когда же келарь проснулся, он был здоров и ясно говорил. Четвертое чудо вновь свидетельствует о глубокой вере. У женщины по имени Евфросинья была дочь Алексан дра, страдавшая «студеной болезнью». Евфросинья отправила ее в Вяжищский монастырь в сопровождении слуг. Александра, по примеру других людей, получивших исцеление, после горячей молитвы возложила не себя вериги святого, и тотчас болезнь оставила ее. Девушка вернулась домой, восхваляя Бога и величая Его угодника Евфимия. Пятое чудо произошло, как следует думать, вскоре после кончины святителя Евфимия, поскольку случилось с человеком, близким к архиепископу Ионе — преемнику Евфимия на новгородской кафедре в 1458—1471 годах. Служитель архиепископа Ионы Заха-рия в течение полугода был одержим «студеной болезнью». Зная о великой помощи святого Евфимия в выздоровлении от этой болезни, он приехал в Вяжищский монастырь, помолился святителю и исцелился. Через два дня, не слушаясь увещаний игумена и братии, Захария пошел в город и на дороге снова подвергся той же болезни, но уже в сильной степени. Тогда он возвратился в монастырь, вновь поклонился чудотворцу Евфимию, возложил на себя вериги и стал здоров. Шестое чудо из Жития. Протодьякон Новгородского Софийского собора Феодор, пользовавшийся милостью святого Евфимия еще при его жизни, после кончины архипастыря заболел и постригся в монашество с именем Феодосий. Находясь на смертном одре, он выразил желание быть погребенным в монастыре во имя Рождества Господа Иисуса Христа близ города. Но в последние минуты его жизни явился ему блаженный Евфимий, как живой. Протодьякон обрадовался, сотворил крестное знамение и хотел встать, чтобы поклониться святителю, но не мог этого сделать. Тогда Феодосий велел всем присутствующим совершить крестное знамение и на заданные ему вопросы отвечал: «Блаженный Евфи-
|