043. Николо-Вяжищский монастырь, страница 26«таные» жм\\\ ши шиш mwrnВ феврале 1425 года закончился жизненный путь великого князя Московского Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. Вместе с его смертью мир ушел из правящего в Москве рода — династия потомков Ивана Калиты оказалась ввергнута в длительную междоусобицу. Разлад в Москве был на руку Великому Новгороду. 1 А осковский престол, согласно /V ■ завещанию Василия I, перешел I 11к его десятилетнему сыну Barn ш шсилию, который впоследствии получит прозвище «Темный». Однако значительная часть политической элиты Московского княжества считала, что новым великим князем должен стать Юрий Дмитриевич Звенигородский, второй сын Дмитрия Донского. Такова была традиция, распространенная во многих княжествах средневековой Руси, — престол передавался, в первую очередь, от брата к брату, и только если братьев не оказывалось, наступал черед сыновей. Положение усугублялось противоречивым содержанием духовной грамоты — завещания — самого Дмитрия Донского. Победитель Куликовской битвы распорядился наследованием власти неопределенно: «А по грехом, отъимет Бог сына моего, князя Василья, а хто будет под тем сын мои, ино тому Вверху слева: Князь Василий Васильевич Темный, французская гравюра XVIII века. Вверху справа: Князь Юрий Звенигородский. Гравюра из книги Е. Филипповского «Пантеон российских государей». сыну моему княжь Васильев удел». Как результат, в Московском княжестве началась длительная междоусобица. Знать разделилась на две группировки: одна поддерживала малолетнего Василия Васильевича, другая встала на сторону его дяди, князя Юрия Звенигородского. Историк Н.С. Борисов пишет: «То затихая, то разгораясь, московская усобица продолжалась 28 лет. Такая продолжительность конфликта объяснялась тем, что в его развитии были заинтересованы все недруги Москвы, и в первую очередь — Орда, Литва и Новгород. Они готовы были оказать поддержку любому возмутителю спокойствия». Феодальная война в Москве пришлась как раз на время архиерейского служения в Новгороде святителя Евфимия и совпала с «золотым веком» Вяжищского монастыря. С первых же дней распри предстоятель Русской Церкви митрополит Фотий, этнический грек, выступил на стороне Василия Васильевича и затем неизменно опекал малолетнего великого князя вплоть до своей смерти в 1431 году. Как правило, исследователи, объясняя позицию Фотия, в качестве причины такого поведения называют либо нравственный пастырский долг святителя, либо зарождавшийся союз Церкви и великих князей, где митрополит выступал поборником централизованной единодержавной власти в лице Василия Васильевича. Именно в обстановке напряженных отношений с Москвой Новгород- |