043. Николо-Вяжищский монастырь, страница 25святыни Ты — помазанник Божий! Тебе довлеет о нас молиться!» Святитель, не прекращая плакать, встал, поднял преподобного с земли и дал ему благословение и о Христе целование. Много беседовал святитель Никита с преподобным и никак не мог насытиться сладких и медоточивых словес его. И желал прославить чудо, но не хотел мольбу преподобного презреть. Много молил святитель Никита преподобного, чтобы у него избрал он себе место и с ним пребывал до исхода души своей. Преподобный же отвечал, сказав: «Господа ради, святитель Божий, не принуждай меня! Ведь нужно на том месте терпеть, где мне Бог повелел». После этого святитель Никита, дав благословение, отпустил его с миром на богоизбранное место. Есть в Вяжищском монастыре и частица мощей святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Святитель Иоанн, в числе трех великих учителей православной Церкви — это также Василий Великий и Григорий Богослов, — был одним из наиболее почитаемых на Руси греческих угодников Божиих. Среди многочисленных рассказов и преданий о его жизни особое место занимает история конфликта святого с императрицей Евдоксией, женой императора Аркадия, первого независимого правителя Восточно-Римской империи. Евдоксия имела огромное влияние на мужа. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. По преданию, святитель Иоанн Златоуст твердо встал на защиту жены и детей опального вельможи Феогноста, подвергшихся гонениям со стороны императрицы. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к нему разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду императрицу. Евдоксия настояла на проведении церковного собора, который постановил низложить и казнить Иоанна за оскорбление царского достоинства. Император Аркадий заменил казнь изгнанием, и Иоанн Златоуст был вынужден покинуть Константинополь, после чего город настигли великие бедствия. Евдоксия умерла нераскаянной в страшных мучениях («искепев червь- ми»), а ее смерть сопровождалась многочисленными знамениями. Эта история была особенно популярна на Руси. Так, в западнорусском сборнике житий и назидательных поучений церковного характера конца XV — начала XVI веков из собрания Государственного Исторического музея в Москве, представляющем собой список с оригинала 1384 года, значительная часть жития Иоанна Златоуста посвящена именно конфликту святителя с Евдоксией. Особенно обращает на себя внимание заключительная часть этого жития, где упоминается также Иродиада. В ней описано явление святителю Иоанну апостола Петра, который, поддерживая Иоанна в трудную минуту гонений, сравнил его подвиг с подвигом Иоанна Предтечи: «Ради совести твоея обличи бо ты царя, безакони творя щи, подра жатель быв Иоанна Крестителя, обличи бо нечестиваго Ирода Иродъяды ради, жены Филиповы, брата его». Иродиада — новозаветная царица, внучка Ирода Великого. Вышла замуж за своего дядю Ирода Филиппа, но оставила его и стала женой Ирода Антипы, который приходился Филиппу сводным братом, что дало право Иоанну Крестителю обличать супругов в кровосмесительстве. Иродиада подучила дочь Саломию, когда та очаровала гостей Антипы и его самого танцем, просить в награду голову Иоанна Крестителя. Антипа, обещавший исполнить любую просьбу Саломии, был вынужден согласиться. Иоанна Крестителя предали казни через отсечение головы. Образ Иродиады, безусловно, был на Руси одним из самых известных отрицательных женских образов Священного Писания.
|