044. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, страница 23

044. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, страница 23

святыни

в свою келью и, отдыхая, в тонком сне увидел следующее: якобы несколько иноков ходят по монастырю «с рыльцами» (то есть с лопатами) и выкапывают гробы. И ни в одном из них не обретают мощей преподобного Саввы. Но вот они начинают копать между его гробницей и Иоанно-Богословским храмом, и здесь находят «гроб дубов». «И глас бысть из гроба, глаголя: "Братие, кого ищете?"» Испуганные монахи отвечали, что ищут останки святого основателя монастыря. «И абие востав святый из гроба, и седе на нем, и глаголаше им, показуя рукою своею на перси себе, глаголя: "Аз есми многогрешный старец Сава, началник обители сея, иже многи скорби и напасти подьях от бесов и от злых человек на месте сем Господа ради. Ныне же прииде время. Господу та-ко изволшу, еже мощем моим явленым быти пред всеми человеки"».

Когда отец Исайя проснулся, он тотчас отправился к игумену и рассказал ему об увиденном. Игумен и братия с доверием отнеслись к его словам, и, нимало не медля, «шедше на место оно». «И на месте том мало покопавше, и обретоша гроб дубов велик...» Гроб святого был сохранен лишь отчасти, поскольку несколько десятилетий находился во влажной болотистой почве.

Вверху слева: Икона трех почитаемых в Пскове святых — прп. Саввы Крыпецкого, св. князя Гавриила (Всеволода), св. Евфросина Псковского. Находится в притворе Иоанно-Богословского собора.

Вверху справа: Список с Иверской иконы Бо-жией Матери в Иоанно-Богословском соборе.

Мощи с благоговением извлекли из него и положили в новую раку. «Ветхия же гробныя деки святаго раздаваху приходящим с верою, комуждо часть на благословение домом и на исцеление вредом душевным и телесным. И иже людие во обитель святаго при-хожаху с верою, яцем де недугом кто одержим бывавше, и вся равно исцеление приимаху от честных мощей святаго отца Савы».

После обретения мощи преподобного вновь сокрыли под спудом. Это решение было продиктовано, скорее всего, соображениями безопасности: псковские земли постоянно находились под угрозой внешнего вторжения с запада. А ожидать от латинян благоговейного отношения к мощам святого не приходилось.

То, что мощи находились под спудом, спасло их от поругания не едино

жды. Самое главное, что оставались они в обители даже в советскую эпоху. Рака преподобного Саввы, установленная над местом его вторичного погребения, в это время пропала, но сами мощи пребывают в обители неисходно на протяжении нескольких столетий. Они покоятся в приделе прп. Саввы Крыпецкого Иоанно-Богословского собора.

В XX веке «паломническая тропа» к закрытому и полуразрушенному Крыпецкому монастырь, как мы уже говорили, не зарастала. Люди приходили помолиться на могиле блаженного Корнилия, у мощей преподобного Саввы. Однажды, в 1956 году, в обитель пришли пять паломниц. Одна из них, Евдокия Тимофеевна Тимофеева, особенно была уязвлена скорбным видом Крыпецкого монастыря. В то время руины храмов использовались как стойла для скота, и стены их сплошь были испачканы навозом. «Савва, преподобный, неужели ты здесь почиваешь своими нетленными мощами? Разве можешь ты здесь быть?» — воскликнула потрясенная женщина.

На обратной дороге из монастыря ее подруга Анна Степановна хватилась своего головного платка. Был ли он ей особенно дорог, или просто она не имела другого, но только она попросила