044. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, страница 25

044. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, страница 25

святыни

Иоанна Богослова, принесенную в Кры-пецы, по преданию, самим прп. Саввой. Уже в начале XX столетия этот образ производил впечатление седой древности, чему имеется свидетельство в очерке М. Темноборского: «В иконостасе внимание мое обратила на себя икона очень древнего письма, в ризе, св. Иоанна Богослова. Живопись ее почти стерлась, местами и полопалась до того, что нельзя разобрать ни линий, ни красок, но сразу видно, что время написания самой иконы относится к далекому прошлому». Была изъята из монастыря и ценная икона начала XVII века «Преподобный Евфросин Псковский, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, святитель Савва, архиепископ Сербский, преподобный Савва Крыпецкий с житием последнего». Икона эта была замечательна, главным образом, своими житийными клеймами, некоторые из коих запечатлели исторический вид Крыпецкого монастыря, а это представляется чрезвычайно важным в свете того, что практически никаких документов, касающихся жизни обители в XVII столетии, до наших дней не дошло. Сейчас икона находится в Псковском музее. Там же пребывает и так называемое «Сербское Евангелие». Если верить преданию, некогда оно принадлежало преподобному Савве и было принесено им из чужих стран. Более того, иногда говорится, что и переписал это Евангелие сам прп. Савва Крыпецкий. Так ли это, мы не знаем, поскольку специалисты расходятся в датировках Евангелия. Достоверно одно: до революции эта бесценная книга сохранялась в Крыпецком монастыре как величайшая святыня.

Вернемся, однако, к современности. А именно — еще к одной иконе, пребывающей в Иоанно-Богословском соборе и отличающейся крайне интересной историей создания. Речь идет о списке с иконы Божией Матери «Самонаписавшаяся». История же иконы такова. В 1863 году несколько монахов молдавского Иоанно-Предтеченского скита на Афоне отправились в Молдавию, где им необходимо было решить

Список с иконы Божией Матери, называемой «Самонаписавшаяся», в Иоанно-Богословском соборе. Чудо «самонаписания» иконы произошло в Яссах в июне 1863 года.

некоторые скитские дела и, в частности, приобрести для обители икону Божией Матери. В Яссах они нашли художника Георгия Николаева, о котором все знавшие его показывали, что он отмен-

Сербское Евангелие, хранящееся сейчас в Псковском музее, было переписано и принесено в Крыпецы, по преданию, самим прп. Саввой.

но благочестив и весьма искусен. Монахи заключили с иконописцем договор, согласно которому он должен был во время работы над иконой усердно

поститься и не доверять заказа никому другому. Мастер быстро и хорошо написал одежды Пресвятой Богородицы и Младенца Христа, но дальше дело остановилось. Божественные лики Георгий никак не мог написать. Монахи утешали его и советовали больше молиться Божией Матери о помощи. Георгий последовал этому совету.

Однажды утром он пришел в свою мастерскую с намерением взяться за работу. Но ему оставалось лишь констатировать факт, что работа окончена без его участия. Лики Божией Матери и Предвечного Младенца дышали неземной красотой и совершенством. Весть о том, что икона «самонаписалась», быстро распространилась по всему городу. Более того, образ сразу же прославился чудотворениями — пока он пребывал в Яссах, через него получили исцеление многие недужные, а на Афоне от иконы исцелился один из иноков, который был так болен, что не подавал никаких признаков жизни.