044. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, страница 24

044. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, страница 24

святыни

Евдокию Тимофеевну вернуться в монастырь и поискать платок. Женщины возвратились, взяли фонарь у скотницы, жившей тут же, возле монастыря, и долго искали платок в храмах и вокруг них. После безуспешных поисков паломницы приуныли, но, подняв глаза к небу, позабыли о пропаже: в воздухе над храмом парила золотая рака, сиявшая ярким светом. Это был первый ответ на вопрос, заданный Евдокией Тимофеевной. Второй ответ ожидал ее и ее товарку дома (жили они в деревне Подборовье). В то время, как они паломничали, в избе Анны Степановны оставался сын-школьник. Он рассказал матери и ее спутницам, что недавно приходил «какой-то старичок», повесил материн платок на стену и вышел...

Иконостас Иоанно-Богословского собора. Перед солееu — икона Божией Матери «Тихвинская» на аналое.

В новейшее время, уже после возвращения монастыря Церкви, чудеса от мощей преподобного Саввы не оскудевают. Псковичи считают прп. Савву особенно «доступным» для молитв, и многие из них готовы поделиться с благодарным слушателем случаями помощи преподобного, произошедшими с ними самими, их родственниками или знакомыми.

Неподалеку от раки преподобного Саввы находится рака с мощами преподобного Корнилия Крыпецкого. Здесь же, в Савво-Крыпецком приделе Иоанно-Богословского собора, паломники

имеют возможность видеть еще одну ценную святыню монастыря — небольшую икону святого апостола Иоанна Богослова с мощевиком, где содержатся частицы мощей различных святых. Икону эту, освященную на острове Патмос, подарил Крыпецкому монастырю архимандрит Псково-Печер-ского монастыря Тихон к 500-летию преставления преподобного Саввы, отмечавшемуся в 1995 году.

Поднимемся теперь в верхний храм Иоанно-Богословского собора. В притворе его сложно не заметить довольно старую икону (исследователи датируют ее концом XIX — началом XX столетия) трех почитаемых в Пскове святых — благоверного князя Гавриила (Всеволода), преподобного Саввы Крыпецкого и преподобного Евфросина Псковского. До революции этот образ находился в одной из псковских церквей (установить, в какой именно, не удалось), а затем оказался в музее. Собственностью музея икона является и сейчас, а в Крыпецкой обители находится «на временном хранении». В самом соборе пребывают списки с чтимых икон Божией Матери — в частности, Иверской и Тихвинской. Известно, что Иверская икона Божией Матери была в монастыре и до его закрытия, сохранились ее описания. Вот одно из них, относящееся к XVIII столетию: «На левой стороне подле Царских дверей местной образ Пресвятыя Богородицы Иверския с Предвечным Младенцем, писаны на золоте, на Них венцы сребреные, у Богородицы крест за слудою, обложен сребром резным золоченым». Конечно, та, старая, икона покинула монастырь безвозвратно, сейчас в Иоанно-Бого-словском соборе находится современный список. Среди других особенно ощутительных потерь можно назвать икону святого апостола и евангелиста

ШШ1

Солея — возвышение перед иконостасом на одну или две ступени от пола. Выступающая часть солеи напротив Царских врат называется амвоном. От средней части храма солея обычно отгорожена невысокой решеткой.