044. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, страница 27

044. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, страница 27

МОНАСТЫРЬ И МИР

Во время войны со шведами 1656— 61 годов Афанасий Лаврентьевич вновь сыграл видную роль. Будучи воеводой городов Друи и Кокенгаузена в Ливонии, он всеми силами противился бесчинствам и грабежам, которые учиняли русские войска (в особенности — казаки) на ливонских территориях. Почти исключительно его трудам Россия была обязана подписанием выгодного Ва-лиесарского (Велисарского) перемирия со Швецией, по которому за русской стороной сохранялись все завоевания в Ливонии. Московия получала, таким образом, временный выход к Балтийскому морю.

В 1665—66 годах Ордин-Нащокин был воеводой в Пскове, где едва не ввел городское самоуправление с выборными представителями от народа. В Москве, однако, этой инициативы не поддержали, как не решились ввести в обиход и другое новшество, предложенное Ординым: конвертируемость валют.

Вскоре Ордин-Нащокин был пожалован званием окольничего (второго

Царь Алексей Михайлович весьма ценил труды Ордина-Нащокина на благо Отечества. Охладел он к нему после того, как Афанасий Лаврентьевич ясно выказал свою поддержку опальному Патриарху Никону.

Среди фигур, присутствующих на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде, есть и фигура А. Л. Ордина-Нащокина.

думского чина на Руси того времени). В этом чине он вел переговоры с Польшей, увенчавшиеся заключением 3 января 1667 года знаменитого Андрусовского мира, по которому Россия возвращала себе Чернигов и Смоленск, а также Левобережную Украину с Киевом.

«Служба твоя забвенна николи не будет», — писал царь Алексей Михайлович Ордину-Нащокину. Однако со временем Афанасию Лаврентьевичу становилось все труднее в Москве, где он имел «резиденцию» в качестве руководителя Посольского приказа. Он успел совершить немало — в частности, учредил почтовое сообщение, сделал безопасным путь в Москву для среднеазиатских купцов, приложил немало трудов к созданию прочных экономических и политических связей с соседними государствами, построил, наконец, первую корабельную верфь. А сколько еще блестящих планов воплотить не удалось, — ведь силы Ордину приходилось расходовать не только на государственные дела, но и на придворные дрязги: кичливое московское боярство с презрением относилось к опочецко-му «парвеню». Отношения с Алексеем Михайловичем у Ордина-Нащокина тоже складывались не так просто, как хотелось бы: он ни для кого не делал секрета из своих симпатий к опальному Патриарху Никону и был сторонником его возвращения в Москву. Следствием разногласий с царем стало удаление Афанасия Лаврентьевича от дел (в 1672 году на его пост был назначен новый царский фаворит, А. С. Матвеев). Ордин-Нащокин оставил Москву и принял постриг в Крыпецком монастыре. Судя по быстроте, с которой он решился на столь серьезную перемену в своей жизни, желание приготовиться к кончине вдали от мирской суеты давно зрело в душе государственного деятеля. В монастыре Ордин-Нащокин вел жизнь тихую и сосредоточенную, приличную монашескому званию; занимался благотворительностью (в частности, устроил больницу в Пскове). Господь дал ему время «подвизаться подвигом добрым»: инок Антоний мирно скончался в 1680 году. Незадолго до смерти его в последний раз потревожили государственной заботой, вызвав из обители в 1679 году для переговоров с польскими послами.

щгшымм