046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 14«бо граде глличе. во ^кители жш мгстьАрхитектурный ансамбль Паисиево-Галичского монастыря ласкает взгляд своей стройностью и спокойной простотой. Стоя несколько в стороне от города, среди невысоких домиков Успенской слободы, монастырь позволяет разглядеть себя со всех сторон. Разглядеть — и восхититься умением древних зодчих и современных реставраторов. во после пожаров) вплоть до середины XVII века. В 1642—46 годах на средства князя Алексея Михайловича Львова, государственного деятеля и дипломата, было предпринято строительство собора в камне. Это строительство подвело черту под эпохой разрухи, вызванной Смутным временем, и стало символом возрождения Галичской земли. Долгое время считалось, что Успенский собор Паисиево-Галичского монастыря был возведен в XVI столетии. На этом настаивали, в частности, А. И. Некрасов (1885—1950), основоположник московской школы искусствознания, и историк русской архитектуры А. А. Тиц, чья книга, посвященная Галичу, Чухломе и Солигаличу, вышла в 1971 году. Неизвестно, кто строил Успенский собор (не только имен зодчих разыскать не удается, но и не представляется возможным сказать, откуда родом были они). Так, Тиц пишет: «Молчат лишенные прикрас стены, держит в тайне приземистая колокольня имена зодчих. .. Трудно без специального углубленного анализа отдать предпочтение той или иной архитектурной школе. Единственно, что очевидно, Успенский собор Паисиева монастыря — редкий памятник, в котором отразились влияния местных северных художественных тенденций». Собор — двухстолпный, трехапсид-ный. Благодаря нынешним шлемо-видным завершениям глав он имеет весьма архаичный вид. Но еще более архаична по своему облику пристроенная вплотную к нему шатровая колокольня, которую исследователи считают одним из первых архитектурных сооружений подобного рода на Костромской земле. Цитируем Тица: «Значительный интерес представляет прижавшаяся к юго-западному углу успенскни с (жорПервый Успенский храм был построен в Паисиево-Галичском монастыре боярином Иваном Овином. Повеление о строительстве церкви «во имя Божия Матере, честнаго и славнаго Ея Успения, на оном месте, идеже был храм угодника Христова, великаго и пресловущаго в чюдесех святителя Ни-коля Мирликийского» передали боярину двое юношей, прекрасных видом, которых встретил он возле монастыря и которые вручили ему икону Пресвятой Богородицы, ныне именуемую Овиновской. Боярин поступил, как было ему сказано, «повеленному ангелами делу прикоснуся и вскоре во обители оной церковь древяну воздвиже во имя Пречистая Божия Матере, честнаго и славнаго Ея Успения». Деревянным Успенский храм оставался (отстраиваясь несколько раз зано Успенский собор с колокольней. Вид от Святых врат. Так выглядел алтарь Успенского собора к моменту передачи монастыря Церкви. |