046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 13

046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 13

подвижники

Ш1ЖТН

Никольский Староторжский монастырь

Если вы подъезжаете к Галичу со стороны Костромы и Судиславля, вы не можете не заметить Паисиево-Галич-ского монастыря. Стройный и одновременно могучий силуэт Успенского собора, аккуратная колокольня-башен-ка несколько раз покажутся по правую руку от вас, прежде чем исчезнут из виду. А на выезде из Галича в сторону Чухломы вас «проводит» Троицкий собор Никольского Староторжского монастыря, возвышающийся справа от дороги. На своем веку эта обитель знавала времена и получше нынешних, но были в ее истории и времена гораздо худшие.

По преданию, Никольский Староторжский монастырь основал прп. Иаков Галичский. Некогда место, на котором стоит он, было центром жизни древнего Галича. Здесь шумел торг. После междоусобной войны меж галичскими князьями и Василием Темным, когда Галич претерпел многочисленные разрушения, жители начали отстраиваться несколько в стороне от старого торга, он оказался на окраине. И вот здесь, на этом пепелище, поселился по выходе из Паи-сиева Успенского монастыря иеромонах Иаков.

О первых двух веках существования обители мы

не имеем никаких документальных сведений. Впервые она упоминается в писцовых книгах XVII века: «Монастырь Николая Чудотворца на Староторжье, а в нем храм во имя великого Чудо

творца Николая деревянной, а в церкви образ местной Чудотворца Николая». Помимо Никольского храма в обители была еще церковь во имя архидиакона Стефана, также выстроенная из дерева.

В XVII веке монастырь, пережив краткий период расцвета, прерванный Смутным временем, стал приходить в упадок. Братия его была малочисленна, строения ветшали. В 1668 году Никольскую обитель реорганизовали в женскую, каковой она и оставалась вплоть до революции.

Документы второй половины XVIII столетия сообщают нам о четырех храмах, имевшихся в Никольском Староторжском монастыре. Это одноглавая Никольская церковь с колокольней

(построена после 1775 года), надвратная церковь во имя архидиакона Стефана (упразднена — «за ветхостию» — в 1775 году), Богоявленский (1784) и Борисоглебский храмы (разобран в 1770 году). Все храмы были деревянными и все были разобраны к началу XIX столетия. На рубеже XVIII—XIX веков в монастыре построили первую каменную церковь — в честь Богоявления с Никольским и Стефановским приделами.

В 1839—58 годах строился Троицкий собор, привлекаю

щий к себе внимание путника и сегодня — несмотря на свое бедственное состояние. Постройка потребовала от сестер обители напряжения всех сил, но и результат превзошел все ожидания: Троиц-

Ныне Троицкий собор бывшего Никольского монастыря реставрируется.

кий собор оказался одним из самых больших в епархии.

В 1919 году монастырь закрыли, на его территории разместился детский дом. Собор действовал в качестве приходского храма до 1924 года, после чего его отобрали у верующих и устроили в нем подстанцию и котельную. В 1994 году началось восстановление собора. Предполагается, что по окончании реставрации он будет вторым кафедральным собором города Галича.

Никольский Староторжский монастырь в начале XX века. Вид с Галичского озера.

матере, и всю свою надежду на Саму Богоматерь возложив, взем бревно и разбив двери церковный, сквозь пламень вниде в церковь и чюдотворную ону Пречистыя Богородицы икону взем, изнесе из церкви сквозе пламень». Иаков подвергался серьезной опасности, однако вышел «ис пламене ничим же неврежден, ниже влас главы его опален бяше, но аки древле трие от-роцы посреде пламене веровавшия не опалишася, тако и сей иерей, веровав, неврежден бысть».

Через некоторое время после описанного события (а скорее всего — пос

ле смерти прп. Паисия) священноинок Иаков покинул Паисиев монастырь. Но далеко не ушел, а поселился на берегу Галичского озера — на современной окраине города Галича, в районе старого торга. Здесь он основал Никольский Староторжский монастырь, здесь и скончался.

На иконах прп. Иакова Галичского пишут обыкновенно подобным прп. Зосиме Соловецкому (на представленной иконе «Прпп. Зосима и Савватий с монастырем» (XVII век) св. Зосима — слева).