046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 10

046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 10

подвижники

всем освещенным собором, со кресты и с ыконы, якоже лепо. Митрополит же по повелению великаго князя вскоре повеле звон учинити и всему освященному собору собратися во святую соборную Апостольскую церковь».

С особой трогательностью автор Жития описывает встречу прп. Паисия и великого князя. Князь является здесь исполненным раскаяния и смирения. Он подходит к прп. Паисию, «главу свою к деснице преподобнаго преклонив», и говорит: «Благослови, отче святый, благослови». Но еще более смирения являет преподобный. С восторгом пишет агиограф: «Преподобный же Паисий не превознесеся, видя себе от самодержца почитаема, ниже дерзновенно что содея, но яко истинный кроткаго и смиреннаго Владыки Христа раб, смирение паче любя, а не превозношение, ведяше бо евангельское слово: "яко всяк возносяяйся смирится, а смиряяйся вознесется", и его ради со многим смирением пад пред ногама самодержца». При этом он произносит следующие слова: «О благород

нейший княже, не веси ли, что святый апостол Павел нам, меншим, завеще-вает, глаголя: "менший от болшаго да благословится?" И сего ради аз требую от пастыря своего, от преосвященнаго митрополита благословения. И како

Двери придела прп. Паисия в Успенском соборе Паисиево-Галичского монастыря.

Святитель Иона, митрополит Московский. Именно он должен был встречать прп. Паисия, когда тот прибыл в Москву с Овиновской иконой. Что интересно, митрополит Иона был «почти галичским» уроженцем (появился на свет в сельце Одинцове близ Солигалича). Принял постриг он, согласно житийным сведениям, в одном из галичских монастырей.

пред лицем таковаго великаго архиерея инем дерзну благословение даровати?»

Смиренномудрие святого старца поразило Василия Темного настолько, что он «лобызаша рамена его» (то есть целовал его колени). Одним словом, в Москве прп. Паисий и все иноки его монастыря, пришедшие с ним (о количестве их в Житии не говорится, сказано только о «всей сущей с ним братии, от обители пришедших со образом Божия Матере»), были приняты как нельзя лучше. Но оставались у князя га-личские монахи ровно столько, сколько требовала того необходимость. По истечении этого «необходимейшего» срока прп. Паисий приступил к Василию II с просьбой: «Не остави нас на-долзе посреди волн мирских влаятися. Даруй нам свобождение, да достигнем в пристанище небурное, си есть возвратимся в дом Пречистыя Богоматере... Отпусти убо нас, о пресветлейший са-модержче, во оную пустыню, юже вме-нихом себе имети честнейши твоих чертогов и краснейши палат царских». И дальше следует тонкое и кроткое напоминание князю о его старом грехе — увозе Овиновской иконы, — а также и о том, что князь могуществен, а Бог — всемогущ: «Отпусти же и Неудержан-ную, Ея же твое самодержавие и власть удержати властительски не может, уже бо искусен сему».

Провожать прп. Паисия «до града Галича» Василий Темный повелел двум архимандритам и нескольким священникам. Напутствие его преподобному было самое смиренно-сыновнее. «То-чию о сем молю твою святыню, — сказал он на прощание, — егда имаши предстояти престолу Безсмертнаго Царя, принося ему безкровную жертву, тогда помолися за мое недостоинство, да простит моих грехов множество ради Своея благости. Так же и в прочих святых своих к Богу молитвах мене ока-яннаго не препоминай».