046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 9

046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 9

подвижники

2005 год. Молебен в день 545-летия преставления преподобного Паисия. В этот день

в Паисиевой обители служил архиепископ Костромской и Гал и чеки й Александр.

указывается 1385 год. Скончался он в 1460 году и, следовательно, в галич-скую обитель поступил совсем юным. Последнее обстоятельство, кстати, в известной степени подтверждает гипотезу, согласно которой Паисий ниоткуда не приходил, а был уроженцем Галича. Общепринятая же версия полагает начало его монашеского жития в древнем Полоцке, где молодой инок подвизался в некоем мужском монастыре.

Заслуживает внимания иноческое имя преподобного. При постриге он был наречен в честь прп. Паисия Великого — знаменитого египетского анахорета V века (как специально подчеркивает А. Г Авдеев, автор серьезного исследования Жития преподобного Паисия Галичского, прп. Паисий Великий являлся единственным святым с таким именем, включенным в тогдашние русские месяцесловы). Очевидно, высокий подвиг Паисия Великого имел большое нравственное влияние на прп. Паисия, и он, хотя и не быв отшельником, стремился подражать своему небесному покровителю.

Согласно преданию, в галичской обители прп. Паисий исполнял послушание сначала дровокола, затем был хлебопеком и привратником. В трудах и молитве минуло немало времени, в течение которого преподобный снискал любовь и уважение братии. Рукоположенный в священный сан, он стал вскоре игуменом обители, а земной свой путь окончил в сане архимандрита. Обыкновенно говорится, что в архимандрита прп. Паисий был поставлен во время своей поездки в Москву с Овиновской иконой Божией Матери (вернее, со списком с нее, сделанным в свое время по заказу галичского князя Дмитрия Красного), каковая состоялась приблизительно в 1452 году. Эта точка зрения отражена в Житии преподобного. Но более ранняя «Повесть о принесении Овиновского образа во град Галич» обмолвливается, что прп. Паисий был архимандритом еще до поездки в Москву: «После бою Галическаго ту новую икону в сребренном киоте архимарит Паисея возил на

Москву к государем великим князем, к великому князю Василию Васильевичи) всея Русии и сыну его Ивану Васильевичи) всея Русии».

Как бы там ни было, визит преподобного Паисия в Москву является центральным моментом для создателя его Жития. Совершил эту дальнюю

Преподобный Паисий не был «зачинателем монашеского жития» в галичских пределах. Честь устроения первой обители на берегах Галичского озера принадлежит преподобному Авраамию, ученику прп. Сергия Радонежского, пришедшему в Галич в середине XIV века.

поездку подвижник уже в глубокой старости, после «бою Галическаго» между Дмитрием Шемякой и Василием Темным.

Считается, что в Москву преподобный Паисий отправился «по завещанию» князя Дмитрия Красного, почитавшего подвижника и немало сделавшего для обители. Но, кроме того, в этом «посольстве» следует видеть особую миротворческую миссию. Игумен (или уже архимандрит?) Успенского монастыря стремился примирить московского князя с галичанами, а галичан — с московским князем. И с той, и с другой стороны долгая междоусобная брань накопила многие вины и обиды. Своя вина была у Василия Темного и перед монастырем, где настоятельствовал прп. Паисий, — грабительский увоз Овиновской иконы в Москву. Своей поездкой к Василию Темному преподобный выказал ему не только прощение и забвение всех обид, но и приятие избранного им государственного пути.

В Житии угодника Божия говорится, что великий князь, когда «о пришествии преподобнаго Паисия услышавшее, яко со образом Божия Матере близ грядет к царьствующему пресловущему граду Москве, тогда многия радости на-полнишася. Вскоре убо великий князь посла к митрополиту, повелевая ему изыти на веретение честнаго образа со