046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 6

046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 6

ИСТОРИЯ

Следующий век обитель встретила весьма благоустроенной. Помимо двух вышеназванных каменных храмов, в ней имелась деревянная надвратная церковь во имя Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, святителей Московских (она изображена на списке с Овинов-ской иконы, ныне пребывающем в монастырском соборе). Кельи, службы и ограда тоже были деревянными, о чем сообщает нам опись, произведенная в 1701 году: «Круг того монастыря ограда деревянная... и башни крыты тесом».

В 1764 году обитель приписали к третьему классу. И это было еще

великои милостью, ведь, как читаем в «Картинах России и быте ея разноплеменных народов, из путешествий П. П. Свиньина» (1839): «Галич славился своими монастырями и церквами; первых некогда считалось до десяти, а вторых вдвое более. Теперь из монастырей осталось два: мужской Паисиев и женский Староторжский Никольский, а прочие обращены в приходския церкви».

Но и после секуляризации Паисиево-Галичский монастырь оставался сре

Успенский собор и Троицкая церковь на излете советской эпохи.

доточием духовной жизни Галича. Едва ли нашелся бы хоть один житель города и окрестных деревень, кто ни разу не был в обители, не маливался у мощей преподобного Паисия, у Овиновской иконы. Не иссякал поток богомольцев в монастырь и после 1919 года, когда он был «ликвидирован» и ограблен большевиками. Храмы его оставались открытыми довольно долго, до начала 1930-х годов, и действовали в качестве приходских (известна стойкая, подчас даже открыто-исповедническая позиция галичан в отношении храмов, предназначенных большевистскими властями к закрытию).

В последующие годы Паисиев монастырь использовался под хозяйственные нужды. Дровяной склад, инкубатор, квартиры находились здесь, ускоряя разрушение памятников архитектуры. Ограда и Святые врата были разобраны на кирпичи, а монастырское кладбище — поругано и уничтожено. В 1994 году, с возобновлением иноческой жизни в древней обители (она восстанавливается как женская), участь ее переменилась к лучшему.

С передачи монастыря Церкви

труды п

о восстановлению.