046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 3

046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 3

НШШШШИЙ. 1ШЖ...

Монастырь, которому посвящен настоящий выпуск, был основан близ Галича как Никольский. После чудесного явления иконы Божией Матери он получил название Успенского, а после, по имени самого замечательного его настоятеля, стал зваться еще и Паисиевым.

«

Бе некоторый болярин в Галиче имянем зовомы Иван Овин, село имея у себя близь града Галича. И близь двора сего бе монастырь, а в нем игумен и братия особно живу-ще. Церковь же в монастыре том во имя святаго чудотворца Николы ветха зело», — так начинается «Повесть о явлении чудотворного образа Божией Матери Овиновской» (старейшая ее редакция).

Обыкновенно считается, что монастырь близ Галича на горе Краснице возник во второй половине XIV века и первоначально носил название Никольского — по деревянной Никольской церкви, бывшей в нем. Монастырь был ктиторским, построенным по усердию боярина Ивана Овина и на его землях. Игумен и братия жили в нем — как в большинстве монастырей подобного рода — «особно».

Возрожденный Паисиево-Галичский монастырь. Вид от Святых врат.

Наиболее ранний период существования обители, до прихода в нее прп. Паисия и обретения Иваном Овином чудотворной иконы Божией Матери, совершенно темен для нас, что, впрочем, не должно смущать читателя: вряд ли в это время в крошечном монастырьке «близь двора» боярского происходили сколько-нибудь значимые события. Первоначальный расцвет его пришелся на время настоятельства преподобного Паисия Галичского — несмотря на то, что совпало оно с междоусобной княжеской войной. К этому периоду ветхую Никольскую церковь в обители заменила новая Успенская, отстроенная Иваном Овином, «обитель же от того времяни нача зватися Успенская, а не Николаевская».

Важнейшим деянием прп. Паисия в контексте истории Успенского монастыря (кстати, еще при жизни подвижника обитель, где настоятельствовал он сначала в сане игумена, а затем в сане архимандрита, стали называть Паисие-вой) является введение общежительного устава, что способствовало укреплению иноческой жизни. Если верить Житию преподобного, то общежительный устав он ввел по просьбе Дмитрия Ярцова, потомка Ивана Овина (возможно, сына его дочери), хотя вся эта часть Жития, где излагается духовная грамота Дмитрия Ярцова, представляется современным исследователям не очень достоверной.

При преподобном Паисии сложилось основное ядро монастырских