046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 4ХРОНОЛОГИЯЙтор^Лй lliWKllllJ XIV G6KJ Основание монастыря боярином Иваном Овином. Строительство деревянной Никольской церкви. Ок. 1 385 Приход прп. Паисия Галичского в Никольский монастырь города Галича. 1 /»25 Традиционно считается, что в этом году произошло чудесное явление образа Божией Матери боярину Ивану Овину. 14 34 Овиновская икона увезена в Москву, но через некоторое время возвращена. I 4 50 Галичский бой. Победа Василия Темного. Ок. 1452 Поездка прп. Паисия в Москву. Возведение его в сан архимандрита. 1460 Кончина преподобного Паисия. 1 (>09 Первое разорение Галича и Паисиева монастыря польско-литовскими интервентами. 1619 Второе разорение Галича и Паисиевой обители польско-литовскими интервентами. 1642 Начало строительства каменного Успенского собора. 1652 Начинается возведение Троицкой церкви с трапезной. Ок. 1682 Общецерковное прославление прп. Паисия. 1764 Монастырь приписан к третьему классу. 1919 Паисиево-Галичский монастырь разграблен большевиками и закрыт. MdHiMO 1930'Х Закрыты храмы монастыря, действовавшие в качестве приходских. 1992 Первый за долгие годы крестный ход к монастырю в день памяти прп. Паисия. 1994 Возобновление монастыря в качестве женской обители. I I 1 вотчин — благодаря вкладам Ивана Ярцова и Денисея Фоминича. Их духовные грамоты дошли до наших дней и представляют собой бесценные документы ранней истории Успенского монастыря. Иван Ярцов был одним из внуков Ивана Овина. Перед смертью он принял постриг с именем Иона в монастыре прп. Паисия и отписал ему все свои вотчины, а также рыбные ловли на Галичском озере. По грамоте Денисея Фоминича (Фомина) монастырь приобретал село Благовещенское, «Дмит-реевское, да Микифоровскую пустошь, да Федоровскую пустошь, да Морозо-во». Все эти вотчины соседствовали с уже переданными обители землями Овинов и очень счастливо «приросли» к ним. Известно, что после присоединения Галича к Московскому княжеству щедро жертвовал на монастырь князь Василий Темный, как бы во искупление прежних своих грехов перед ним, когда он, воюя галичских князей, захватывал Успенскую обитель и чудотворную Овиновскую икону. В Житии преподобного Паисия есть «сцена прощания» подвижника с князем (в 1452 году, после посещения преподобным Москвы). Прп. Паисий, согласно тексту Жития, говорит князю: «Молим же тя и сему, да повелит твое величество намесни-ком своим, живущим во граде Галиче, обитель нашу снабдети от нашествия иноплеменных и от нападения хотящих разорити ю». Великий князь незамедлительно исполнил просьбу святого старца, повелев наместнику «да всячески снабдит обитель и хранит ю, яко зеницу ока». Со дня своего основания монастырь назывался Никольским и имел Никольскую деревянную церковь. Спустя несколько десятилетий он стал Успенским — по новому деревянному Успенскому храму, в 1640-е годы замененному каменным собором. Исходя из поучений преподобного Паисия (подробнее о них — в разделе «Подвижники»), можно предположить, что в XV столетии монастырь жил напряженной духовной жизнью, связан- Первым архимандритом Успенской обители стал преподобный Паисий. По некоторым сведениям, уже при жизни подвижника монастырь стали именовать Паисиевым. К моменту кончины преподобного Паисия Галичского Успенский монастырь на горе Краснице был уже почитаем как великая святыня не только в самом Галиче, но и далеко за его пределами. Причиной тому была очевидная для всех подвижническая жизнь преподобного архимандрита, а также и чудотворная Овиновская икона Божией Матери. После известий об удивительном явлении иконы и об исцелениях, бывших от нее, в обитель стали стекаться «князи и боляре и велможи и все православное християнство». Многие из паломников делали вклады — «венцы же и обручи и гривны и мониста золоты ко образу Пречистой прикладаху, сребрянных же безчис-ленное множество; и начаша класти их в ларцы». |