046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 5ИСТОРИЯ Иконостас Троицкого храма Паисиево-Галичского монастыря. Фотография начала XX века. ной с эсхатологическими ожиданиями. В 1492 году вся Русь ждала конца света. Дальше даже не были рассчитаны пасхалии. В одной из них встречаем характерное завершение. Комментируя отсутствие исчислений после 1492 года, неизвестный автор делает приписку: «Зде страхъ, зде скорбь... сие лето и на конецъ явися, въ немже чаемь и всемирное Твое пришествие». Усиливала эсхатологические настроения вражда князей, а также татарские набеги: на взгляд тогдашнего русского человека, воистину «восставало царство на царство». Позиция прп. Паисия в этом отношении была очень здравой. О сроках он — как и заповедано Спасителем — нигде в своих поучениях не говорит, внушая только «помышлять день тот скорбный, воньже душа от тела разлучитися имать». Но, вероятно, не все иноки Паисиева монастыря отличались той же степенью духовного трезвения, что и сам преподобный. В летописях под 1487 годом находим, во всяком случае, очень любопытный фрагмент: «Пред Великим днем (перед Пасхой) в сенях у Великаго князя громко закричал из Спасова монастыря Галичанин глаголя: гореть Москве на Велик день!» Вполне возможно, что этим «Галичанином» был как раз выходец из Паисиева монастыря. За смутьянские глаголы «кликуна» отправили в заточение в подмосковную обитель: «Князь же Великий, яко урода, велел его поимати, и на Угрешу его посла к Николе». Вплоть до начала XVII века благосостояние Паисиева монастыря неуклонно росло. Василий III отписал ему рыбные ловли «в озере в Галиче и в реках на Ихлеме у озера в устье и над Святи-цею и Сухой Песок зиме и лете... двемя неводы и сетми и саки». К началу Смуты обитель была одним из крупнейших землевладельцев в Галичском уезде. Но польско-литовские разорения и голод, приведшие к запустению самого города, Так выглядела обитель в первые годы XX столетия. Слева — трехглавая Троицкая церковь, справа — Успенский собор. не пощадили и монастыря вместе с его вотчинами. Многие деревни и починки превратились в пустоши. Жители их были убиты «литовскими людьми», разошлись или умерли от голода. К концу XVII столетия положение поправилось — несмотря даже на моровое поветрие, выкосившее в 1655 году значительную часть населения Галичского уезда. Успенский Паисиев монастырь вновь приобрел статус самого богатого монастыря среди галичских обителей, в нем отстроились два каменных храма — Успенский собор с колокольней и Троицкая церковь с трапезной. Последняя, кстати, возводилась так долго (с 1652 по 1692 год) именно из-за морового поветрия, приостановившего строительные и отделочные работы во многих монастырях России (например, в Троицком соборе Ипатьевского монастыря Костромы чума помешала закончить росписи; к ним вернулись только спустя несколько десятилетий). После Собора 1666—67 гг. Паисие-во-Галичский монастырь имел все шансы стать резиденцией галичского архиерея. На Соборе постановили учредить несколько новых епархий, в том числе и Галичскую. Но эта церковно-админи-стративная реформа в жизнь проведена не была, и обитель сохранила свой прежний, и без того высокий, статус — древнего монастыря с общежительным уставом. Еще более укрепился он после общецерковного прославления в начале 1680-х годов преподобного Паисия. |