046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 28

046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 28

МОНАСТЫРЬ II МИР

В 1434 году Василий Темный взял Галич. Захватил он и Паисиев монастырь. А в нем — Овиновскую икону Божией Матери.

все, кто был недоволен новым великим князем. А недовольных оказалось много, поскольку, как замечает летописец, люди «не повыкли галичьскым князем служити».

В довершение всего князя Юрия оставили его сыновья — Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Они убили отцовского любимца боярина Семена Морозова, считая его виновником всех бед (именно Морозов упросил Юрия дать племяннику в удел ближнюю Коломну), и сбежали в Кострому. Чувствуя, что трон под ним зашатался, Юрий Дмитриевич сам пригласил Василия II вернуться на великое княжение. За себя и за младшего сына Дмитрия Красного он обязался не оказывать поддержки старшим сыновьям и удалился в Галич.

Спустя малое время, все в том же 1433 году, на реке Куси состоялась битва между войском, посланным Василием II, и отрядами старших Юрьевичей. Военная удача была вновь на стороне последних. Василий, разузнав, что вместе с Дмитрием Шемякой и Василием

Косым сражались многие воеводы и люди Юрия Дмитриевича, решился наказать дядю. В 1434 году он разорил Галич, «тогда же взя и чюдотворную икону Пречистыя Богородицы, зово-мую Овиновскую, со златою утварию» и вернулся в Москву. Надо отметить, что, хотя Житие преподобного Паисия, который был в то время игуменом Успенского Галичского монастыря, не приписывает ему какой-либо определенной «политической точки зрения», очевидно, что он стоял за умирение и усиление Руси и в этих видах готов был признать Василия II законным правителем. И в то же время не мог не скорбеть о содеянном им злодеянии — что и вспомянул ему, пусть и в самых кротких выражениях, во время своей поездки в Москву в 1452 году. Самого Юрия в тот момент в Галиче не было — узнав о приближении племянника, он скрылся на Белоозере. Возвратившись в Галич, он тут же послал за сыновьями и вместе с ними выступил в поход против Василия II. В бою, случившемся

ттт

Дмитрий Юрьевич Красный (1421—1441) в Житии преподобного Паисия Жизнь этого князя, прозванного Красным за его цветущую красоту и прославленного ныне в лике местночтимых святых, мало освещена в русских летописях. Но некие сведения о нем дает нам Житие преподобного Паисия Галичского. Согласно тексту Жития, именно Дмитрий Красный повелел сделать список с Овиновской иконы Божией Матери «и обложити сребром зело хитро и позлатити златом». В Житии преподобного находим также, что «общее житие» преподобный Паисий «устрой... имея себе помощника князя Димитрия Георгиевича». Перед кончиной же своей Дмитрий Юрьевич избирает именно преподобного Паисия своим душеприказчиком, передает ему последние распоряжения, «воздохнув вельми из глубины сердца своего»: «Дом Пречистыя Богородицы (то есть Успенский монастырь) и чюдотворный Ея образ и строения своего новонаписанную икону, что в сребряном киоте, приказываю государю великому князю Василию Василиевичю Московскому и всея Русии и тебе, преподобному отцу игумену Паисию з бра-тиею. Егда же благоволит Бог мне от жития сего отити, молю тя, отче святый, да будет тело мое положено близ фоба отца моего».

Вмч. Димитрий Солунский, небесный покровитель князя Дмитрия Красного. Современная икона в иконостасе Троицкой церкви Паисиево-Галичского монастыря.