046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 25

046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 25

святыни

После 1919 года Овиновская икона XVIII века из монастыря пропала. Спустя несколько десятилетий, во время Великой Отечественной войны, галич-ские дети случайно нашли ее в лесу. Родители передали ее во Введенский храм Галича — единственную церковь, остававшуюся в то время действующей. В 1960-е годы (по другим сведениям —

в 1970-е годы), зимой, храм Введения в Рыбной слободе был ограблен: из него вынесли многие иконы — в частности, Овиновскую. Спустя несколько месяцев, когда началось таяние снега, ее нашли возле церкви. Оброненная грабителями в сугроб, она была, тем самым, спасена — хотя сильно пострадала от влаги и холода. После реставрации чтимый Овиновский образ вернули на место. В 2003 году икону перенесли в Паисиево-Галичский монастырь, а во Введенском соборе остался список с нее.

Помимо Овиновского образа Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Паисиево-Галичского монастыря находятся и другие иконы, почитаемые верующими. Такова икона «Спас Нерукотворный», написанная в XIX веке иконописцем Григорием Журавлевым, инвалидом, имевшим атрофированные руки и ноги. Во время работы кисть он держал в зубах... Икона эта помещена на левом, если смотреть от входа, стол

бе и появилась в обители уже после ее возрождения.

И, конечно, с особым чувством приступают паломники к раке прп. Паисия Галичского. После кончины преподобного честные останки его были погребены близ южной стены Успенского собора (тогда еще деревянного). При этом в Житии место погребения свято

го старца не обозначено. Сказано только: «Братия же, со многими слезами опрятавше тело преподобнаго, несоша в церковь Божия Матере и, надгробное пение певше, погребоша его честне, плачющеся о разлучении отца». Сведения о том, где именно покоятся мощи прп. Паисия, появляются в письменных источниках лишь начиная со второй четверти XVII столетия. Благодаря тому, что мощи святого всегда находились под спудом, они счастливо избегли осквернения. Только в 1995 году, по благословению архиепископа Костромского и Галичского, были проведены работы по вскрытию мощей. Раскопки привели к удивительному открытию: мощи прп. Паисия сохранились не в виде костных останков, но в виде отпечатка-негатива на грунте — причем настолько четкого, что он позволял «читать» не только позу, в которой был погребен преподобный, но даже черты его лица. «Это был глубокий старик... — пишет А. Г Авдеев, руководитель экс

педиции. — Голова повернута набок, читаются глазные впадины, высокий, покрытый глубокими морщинами лоб. С затылка спускаются редкие длинные волосы. Нос небольшой, крючковатый. Хорошо видна спускавшаяся на грудь окладистая округлая борода...» Рядом на грунте отпечатался архимандричий посох.

Положение тела прп. Паисия в могиле было необычно. Существует традиция хоронить христиан головой на запад — дабы очи их были устремлены к востоку, символизирующему приход Христа. Преподобный Паисий, напротив, был погребен головою к алтарю. Лицо его, таким образом, обращено к входящим в храм — и, что интересно, несколько повернуто в сторону Галича. Таким образом, нам явлено зримое подтверждение тому, что и по смерти своей святой не отлагает молитвы за свой монастырь — и за всех галичан, с верою прибегающих к нему.

Что касается самого факта «запечатлен ия» мощей преподобного на грунте, то это — случай уникальный. А. Г. Авдеев прямо пишет: «Аналогией открытому отпечатку может быть Туринская Плащаница (если только это сравнение корректно). Во всяком случае, естественнонаучного объяснения его происхождению не нашлось. Элемент чуда несомненен».