046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 24

046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 24

АПШ

Григорий Журавлев

Иконописец Григорий Журавлев (слева) с братом Афанасием, помогавшим ему и в обыденной жизни, и в иконописном труде (он выполнял технические работы, которые были не под силу Григорию).

Григорий Николаевич Журавлев родился в торговом селе Утевка, расположенном в Самарской губернии. Он появился на свет с атрофированными руками и ногами. Для крестьянской семьи это было большое горе, ибо Григорий должен был на всю жизнь остаться нахлебником, «лишним ртом». Но вышло совершенно по-другому.

С детства мальчик выказывал блестящие художественные способности, рисуя угольком, зажатым в зубах, все, что видел вокруг себя. При помощи местного учителя он овладел грамотой и научился писать, держа карандаш в зубах. Иконописи Григорий впоследствии учился в Самаре.

Труд иконописца чрезвычайно тяжел и для здорового человека, а для инвалида, лишенного рук и ног, — тяжел втройне. От постоянного держания кисти ртом у Григория сводило челюсти, кровоточили губы, а зубы стирались. Когда же мастер расписывал новый Свято-Троиц-кий храм в Утевке, он «належал» себе на лесах под куполом незаживающие язвы на лопатках и на затылке. Но нахлебником в своей семье он не был. Напротив, был ее кормильцем — вплоть до своей смерти в 1916 году.

В 60-е годы XX века в руки сербского исследователя церковного искусства Здрав-ко Каймаковича попала икона прекрасного письма с над

писью на обороте: «Сию икону писал зубами крестьянин, живший в Утевке Самарской губернии, безрукий и безногий. 2 июля 1885 года». Исследователь поначалу не поверил этому сообщению. Когда же на его запрос из СССР пришел ответ, что — да, действительно, был такой иконописец, — он восхитился силой духа мастера-инвали-да. «Преодолев жестокость природы, — писал Здравко Каймакович о Григории Журавлеве, — он сумел подняться до высот художественного искусства. Он художник не потому, что творил, держа кисть в зубах, но потому, что сумел создать действительно художественное произведение».

когда была составлена монастырская роспись, в которой ничего не говорилось об этом образе.

Что касается искажения иконографии древнего образа, то оно произошло по вине «малосмысленного» иконописца (для XVIII века вообще характерен упадок иконописного искусства). Работая над списком с иконы, он имел перед собою не оригинал, уничтоженный к тому моменту, а лишь перевод с него — то есть зеркальное отображение образа. Вот этой-то «зеркальности» и не учел иконописец, в связи с чем созданная им икона отличается некоторыми отступлениями от канона. Так, удивителен благословляющий жест левой руки Младенца Христа: по канону в благословляющем жесте должна была изображаться правая рука. В свое время, еще до революции, когда готовилась хромолитография с Овиновской иконы, это смутило представителей Московского комитета духовной цензуры, и настоятель Паисиева монастыря вынужден был особо разъяснить, что «на имеющейся в обители старинной иконе подлинно благословение левой руки».

Рака, установленная в 2006 году над местом погребения преподобного Паисия Галичского.