046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 21

046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 21

святыни

Обратившись к боярину, они сказали: «Иванну, се родителя супружницы твоея послаша тебе с нами сию икону, образ Пречистой Богородицы, и запо-ведаша ти: где был храм святаго Николы, на том месте поставить церковь во имя Пречистой Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения». Боярин, видя юношей и слыша от них таковые речи «оужасеся велми и во иступлении

ума бе». Смятение его было настолько велико, что он только поклонился «со страхом и радостию» образу Божией Матери, а юношам «не отвеща» ни единого слова. Лишь после того как боярин внес икону в монастырь «и постави ю (то есть ее) на оуготованном месте, идеже хотяще ся основати церковь», он несколько пришел в себя и рассказал бывшим здесь игумену и братии о произошедшем, присовокупив с сожалением: «Не возвах юнош тех в дом свой...» Впрочем, все еще думая, что те юноши действительно посланы к нему тестем и тещей, Иван Овин утешился: «Но обаче помышляю быти им в дому нашем оу супружницы моея». Однако ни слуги боярина, ни его жена «никого же не сретехом, ниже видехом». Посланные им «по всем путем» гонцы привезли

ответ, что никто и нигде двух юношей не видел, и только тогда Иван «разуме быти Божиюявлению...»

Как следует из «Повести», от иконы Божией Матери сразу же «нача быти... великое Божие милосердие: слепых просвещати, глухим слышание даро-вати, разслабленных воставляти, хромым течение даровати... и всяк недуг и всяку язву в людех исцеляти». Изве-

Вверху слева: Введенский собор в Рыбной слободе, где пребывала Овиновская икона на протяжении второй половины XX века.

Вверху справа: После возрождения Паисиево-Галичского монастыря в него стали стекаться старинные иконы. Не все из них представляют значительную художественную ценность, однако дороги они уже тем, что пред ними молились наши предки. Такова икона преподобных Паисия Галичского и Авраамия Чухломского из Паисиева придела Успенского собора.

стие о многочисленных чудесах, явленных от иконы Пресвятой Богородицы, распространилось вскоре по всей Га-личской земле. В монастырь стали стекаться «князи и боляре и велможи и все

православное християнство». Каждый в меру сил своих старался украсить образ Божией Матери и пожертвовать что-то на монастырь. Автор «Повести» упоминает о «венцах», «обручах», «гривнах и монистах» из золота и серебра, которые жертвовали для украшения иконы Пречистой паломники.

К сожалению, Овиновская икона, находящаяся сейчас в Паисиево-Га-

личском монастыре, — не тот древнейший образ, принесенный некогда в обитель ангелами, а один из старинных списков с него. История со списками с Овиновской иконы вообще во многом примечательна. Судя по всему, первый список с нее был создан по велению князя Дмитрия Георгиевича Красного. Согласно Житию преподобного Паисия, новонаписанный образ был менее старого (исследователи считают, что он являлся поясным), и именно с этим образом прп. Паисий ходил в Москву к Василию Темному: «После бою же Галического обители Пресвя-тыя Богородицы Овиновския игумен преподобный Паисий новонаписанную икону строения князя Димитрия Георгиевича, что в сребреном киоте возил к Москве».