046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 20

046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 20

вшщш§ ттж юны

В монастыре сейчас находится старинный список с явленной Овиновской иконы Божией Матери. Но и этот список уже давно прославился как чудотворный. В 2003 году он вернулся в монастырь, и в Успенском соборе вновь соединились две исторические святыни обители — Овиновская икона Божией Матери и мощи преподобного Паисия.

настоящее время считается, что главная святыня Галичского I [края — Овиновская икона Божи-Я_Яей Матери — явилась в 1425 году. Однако вполне возможно, что это событие произошло и несколькими десятилетиями раньше. Такую версию

выдвигает, в частности, А. Г. Авдеев. Он совершенно справедливо указывает на то, что и в Житии, и в двух редакциях (старейшей и распространенной) «Повести о явлении чудотворного образа Божией Матери Овиновской» не указан в точности год явления иконы.

Меж тем в Житии и в старейшей редакции «Повести» есть приблизительное указание на «время действия»: «В лето благовернаго и христолюбиваго государя, великаго князя Димитрия Ивановича, всея Русии самодержца». Речь идет здесь о Дмитрии Донском (1350—1389). А поскольку и в Житии, и в «Повести» говорится, что явление иконы произошло в воскресенье («в день неделный»), а традиция предписывает считать, что это было не только в воскресенье, но еще и в день, когда празднуется Успение Божией Матери, то Авдеев «сужает» дату обретения иконы до 1383 года, когда Успение действительно приходилось на воскресный день. Эта дата вступает в некоторое противоречие с преданием, гласящим, что прп. Паисий пришел в Галич в 1385 году (а он, несомненно, как это следует из Службы преподобному, уже находился к моменту явления иконы в монастыре), но допущение в два-три года не столь критично, когда речь идет именно о предании.

Итак, в «Повести о явлении...» говорится о том, что «болярин именем Иван, зовомыи Овин» имел село близ города Галича, где «бе монастырь» с церковью во имя святителя Николая, которая к описываемому времени была «ветха зело». «Иван же восхоте поста-вити новую церковь святаго Николы и призва древоделя церковныя во время летнее». В воскресный день Иван вышел из своего дома и направился к монастырю. Напротив монастырских ворот «внезапу стретоша его два юноша красны зело, оба держаща рукама своима икону Пречистой Богородицы, на руце имея Младенца Превечнаго, Бога Господа нашего Иисуса Христа».

Овиновская икона Пресвятой Богородицы. После возвращения иконы в монастырь для нее усердием благотворителей была сделана новая серебряная риза.