046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 18

046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 18

щршнндя

В Житии преподобного Паисия рассказывается о чуде возвращения в Галич Овиновской иконы, вывезенной Василием II в Москву. Ни запоры, ни стража не удержали святыни, не воспрепятствовали ей возвратиться туда, где она была явлена.

Ява неиссякаемых источника чудес были с незапамятных пор в Паи-сиево-Галичском монастыре — мощи преподобного Паисия Галичского и Овиновская икона Пресвятой Богородицы.

В разделе «Святыни» мы еще будем иметь возможность подробно говорить и о чудесном явлении Овиновского образа, и о мощах прп. Паисия, здесь же остановимся на двух чудесах, зафиксированных в письменных источниках. Один из таковых источников — Житие

преподобного Паисия — мы уже не раз цитировали. Теперь нас интересует содержащееся в нем упоминание о чуде возвращения Овиновской иконы из Москвы, куда она была взята Василием II в 1434 году, после захвата и разграбления Галича. Показательно, что в наиболее распространенной редакции «Повести о явлении чудотворного образа Божией Матери Овиновской» нет ни слова об этом избавлении иконы из московского плена. Зато в старейшей редакции «Повести», дополненной вы

писками из утраченной галичской летописи, эта любопытная подробность, обогащающая собою «психологическую историю» взаимоотношений москвичей и галичан, присутствует.

В Житии говорится о том, что Василий II по взятии Галича «тогда же взя и чюдотворную икону Пречистыя Богородицы, зовомую Овиновскую, со златою утварию... И принесе образ той к Москве и постави его в соборней церкви и заключив двери, утверди замками и печатьми, и стражей пристави, да будет хранима якоже пленница... Егда убо великому князю Василию и боляром его, церковныя двери утвердившим, якоже выше рехом, самим же отшедшим комуждо восвояси. О пре-славному чудеси! Стражем убо стре-гущим и всю нощь бдящим, образ той чюдотворный невидимо ис церкви изыде и тояже нощи обретеся в Галиче в вышереченной обители, в церкви честнаго и славнаго Успения, стражем не ведущим о сем». Наутро и в Паисиевом монастыре, и в Москве царило немалое удивление. Но удивление галичан имело ликующий оттенок («братия... видевше Пречистыя Божия Матере на деке воображенный лица зрак, егоже вмале лишишася, многия радости гла-голаху, каких похвал от уст своих не возсылаху, кийждо противу силы своея, елико кому Дух Святый дарова!»). А вот Василий Темный и его «боляре» погрузились в тягостные раздумья («во мнозе унынии и сетовании им бывшим и недоумевающимься о сем»). Спустя малое время князь послал в Паисиеву обитель слуг, чтобы они «испытали» об иконе. Игумен Паисий встретил княжьих посланцев сурово. «Что искушаете нас, убогих монахов, и хощете оболсти-ти ны? Или паки князь ваш грядет семо всеконечно разорити обитель сию и

Овиновская икона Божией Матери помещается в особом киоте у правого от входа в собор столба.