046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 26

046. Паисиево-Галичский Успенский монастырь, страница 26

митетый гллин

Настоятельство преподобного Паисия в Успенском монастыре выпало на время междоусобных раздоров между «птенцами гнезда Ивана Калиты», а Галич играл в княжеской войне одну из первых ролей. Вглядимся же в тот исторический контекст, в котором жил и действовал прп. Паисий.

26

1363 году Галич Мерьский отошел к Московскому княжеству (хотя приобретен формально был еще Иваном Калитой). Произошло это в княжение великого князя Дмитрия Донского. По духовному завещанию последнего Галич — в прибавок к Звенигороду — отошел князю Юрию Дмитриевичу, второму сыну Дмитрия Донского. Сначала князь не слишком жаловал посещениями Галич, сделав своей столицей Звенигород, где оставил по себе память каменным строительством и близкими отношениями с прп. Саввой Сторожевским (преподобный Савва был духовником князя). Однако вскоре ситуация переменилась, и далекий Галич стал более безопасным прибежищем для Юрия Дмитриевича.

1425 год — год смерти великого князя Василия Дмитриевича, старшего отпрыска Дмитрия Донского, — положил начало долголетнему раздору в гнезде Ивана Калиты. Новый порядок престолонаследия — от отца к сыну — тогда только что устанавливался, и Юрий Дмитриевич, как старший в роде, очень рассчитывал на то, что великое княжение перейдет к нему, а не к малолетнему сыну Василия Дмитриевича. И когда в ночь с 27 на 28 февраля 1425 года митрополичий боярин Акинф Аслебятев явился в Звенигород звать князя Юрия в Москву — столько же на похороны брата, сколько и для присяги отроку-племяннику, — Юрий Дмитриевич «не восхоте сего», а спешно собрался и уехал в отдаленный Галич.

Из Галича князь Юрий посылал к племяннику и наставлявшей его матери Софье Витовтовне посла «з грозами». Потом, однако, они заключили перемирие, но галичский беглец на этом не успокоился. Он начал собирать

Князь Юрий Дмитриевич Звенигородский и Галичский дважды становился великим князем Московским, но оба раза княжение его продолжалось не более нескольких месяцев.

войско. Не дремали, однако, и в Москве. Здесь тоже созывали рать, причем поддержку племяннику выказали другие его дядья — князья Андрей, Петр и Константин Дмитриевичи. Войско их дошло до Переяславля, и Юрий, еще не готовый к бою, бежал из Галича в Нижний Новгород. Ввиду погони (Юрия преследовал Константин Дмитриевич с дружиной), галичский князь перешел через реку Суру. На том дело в тот раз и кончилось — братья постояли друг напротив друга по разным берегам реки, и Константин возвратился в Москву, а Юрий — в Галич, откуда отправил великому князю предложение о перемирии на год. Но годовое перемирие,

в течение которого Юрий Дмитриевич мог бы собрать большое войско, юного Василия II (а вернее — его мать и бояр) не устраивало. Требовался прочный мир. Склонить к нему упрямого галичанина призван был митрополит Фотий. В Житии преподобного Паисия визит святителя описан очень благостно: «Фотий митрополит Московский ходил в Галичь ко князю Георгию Димитриевичю и благословил землю Гали-ческую». На деле же все обстояло не так приятно. К приезду митрополита князь Юрий постарался собрать со всего своего удела как можно больше людей, чтобы святитель видел, сколь много у него подданных (которые, как подразумевалось, легко могут обратиться в воинов), но Фотий таковую встречу «в глум вмених себе» и сказал Юрию Дмитриевичу фразу, на многие века ставшую насмешливой характеристикой галичан: «Сыну! не видах столко народа в овчих шерстех» (имея в виду, что все «потенциальные воины», представленные его взору, суть простолюдины в сермяге и к ратному делу не годятся).

Согласиться на «вечный мир», который уполномочен был предложить митрополит Фотий, князь Юрий ни за что не хотел, а желал лишь перемирия, удобного для него по многим причинам. Святитель в гневе покинул Галич, после чего на город сразу обрушился мор. Мня во всем произошедшем Божью кару, Юрий Дмитриевич догнал митрополита в селе Пасынкове и умолил его вернуться в Галич и благословить город. И, как доносят до нас письменные свидетельства, «преста великий мор», а князю пришлось обещать митрополиту искать мира с Василием II. Мир был