047. Муромский Спасо-Преображенский монастырь, страница 23

047. Муромский Спасо-Преображенский монастырь, страница 23

святыни

стыре, этот факт отмечали. Тот же архимандрит Мисаил (Смирнов), бывший настоятелем обители с 1884 по 1894 год, утверждал в уже цитированной нами книге: «Ризница не отличается особенным богатством... Заслуживающих же особенного внимания вещей или по ценности, или древности, или по лицам, жертвовавшим их, не оказывается... Монастырская библиотека не может похвалиться ценностью и разнообразием книг и мало заключает в себе книг замечательных по древности. Есть в ней богослужебные книги, творения святых отцов в славянском переводе... но все это можно найти в каждой небедной сельской церкви и пр.». Сказалось и то, что монастырь был варварски разорен поляками в 1615 году, и то, что часть древностей, которые вполне можно отнести к святыням, во второй половине XIX столетия передали во Владимир, в древлехранилище при братстве святого благоверного князя Александра Невского.

Но насколько дружно в дореволюционной литературе говорится о некоторой бедности (в том, что касается святынь и древностей) Спасской обители, настолько же неизменно в ней упоминаются одни и те же предметы, заслуживающие самого пристального внимания. К их числу относились два напрестольных серебряных креста — 1638 года (из Спасо-Преображенского собора) и 1693 года (из Покровского храма). Особенно славился второй крест. «Крест с мощами, серебрено-вызолоченный и врезанный в образ, — описывает его архимандрит Мисаил

(Смирнов), — хранится в Покровской церкви и кладется по временам на аналое. На оборотной стороне сего креста имеется чеканная надпись: "В лето 7201 (1693) месяца марта построен сей крест Господень с мощами Спасова монастыря, что в городе Муроме, вклада же стольника Василия Иванова Черткова, при Архимандрите Аврамии", а вверху по концам и в середине в четырех местах имеются надписи, из которых можно понять, что в этом кресте хранятся части мощей: святых Дмитрия Солунского, Игнатия Богоносца, Мины Великого и князей Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских чудотворцев».

После революции 1917 года этот замечательный крест поступил в основан-

Вверху: Рака со скульптурным изображением преподобного Илии Муромца. В шуйце хранится частица мощей святого.

Слева: Икона блаженной Ксении Петербургской из Спасской обители.

ный в 1919 году Муромский историко-художественный музей, где пребывает и по сию пору. Активное разграбление Спасо-Преображенского монастыря шло в 1920-е годы — сохранились документы 1924—28 годов, снабженные грифом «Секретно», в которых речь идет о «реализации церковного имущества» Спасской обители. Что-то при этом оказалось утеряно навсегда, что-то попало в Муромский музей, что-то — во Владимир, а что-то — и еще дальше, в Москву (иконы из Спасо-Преображенского монастыря есть в коллекции Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева). Как известно, возвращать предметы, имеющие «историческую и художественную ценность», музейные работники не любят. Впрочем, эта проблема сложнейшая, и касаться ее мы не будем.

Повторим лишь, что возвращение в обитель иконы Божией Матери «Скоропослушница» представляет собой в нынешней жизни сюжет далеко не самый распространенный.

Тем не менее, икона Божией Матери «Скоропослушница» — сегодня не единственная святыня Спасо-Преображенского монастыря. Православные святыни как бы сами собираются