047. Муромский Спасо-Преображенский монастырь, страница 25

047. Муромский Спасо-Преображенский монастырь, страница 25

святыни

РКШШИ

Муромская подвижница

На берегу Оки в Муроме стоит храм во имя святителя Николая Чудотворца. Еще эту церковь называют Николо-Набережной или «Николой Мокрым». Последнее название вызвано тем, что во время высоких паводков окская вода доходит до стен храма. Строилась церковь в 1700— 17 годах на средства московского священника Дмитрия Христофорова. До каменной церкви на этом месте стоял деревянный храм, в котором служил его отец. Рассказывая о «Николе Мокром», всегда не забывают упомянуть интересную особенность: храм возводили тогда, когда Петр I запретил каменное строительство везде, кроме Петербурга. То есть само появление в Муроме Никольской каменной церкви в ту эпоху было событием исключительным.

Ныне храм знаменит тем, что в нем покоятся мощи святой праведной Иулиании Лазаревской (или Муромской).

Святая Иулиания — единственная женщина Древней Руси с письменно зафиксированной биографией, известной как «Повесть об Ульянии Осоргиной». Создал последнюю ее сын Дружина Осорь-ин (с XVIII века эту фамилию стали писать «Осоргин») после открытия мощей святой в 1615 году и ее официального прославления. В жизнеописании матери Дружина Осорьин ориентировался на житийные каноны, хотя в рамки житийной литературы этот проникновенный текст явно не укладывается.

Иулиания родилась в 1530-е годы в дворянской семье Недюревых, шести лет осиротела и была увезена своей бабушкой в Муром. Достигнув шестнадцати лет, она вышла замуж за дворянина Юрия (Георгия) Осорь-ина, владевшего селом Лазаревским в четырех верстах

Икона святой праведной Иулиании Лазаревской.

Муромский Николо-Набережный храм.

от Мурома. В браке Иулиания Осорьина родила десятерых сыновей и трех дочерей. Вскоре о ней распространилась слава как о великой подвижнице, «монахине в миру», благотворительнице, неустанной помощнице всем обделенным судьбой. Совершенно необычными были ее отношения со слугами, которых она учила кротостью, а не наказанием.

Иулиания делала попытки превратиться из «номинальной» монахини в монахиню «фактическую», просила Юрия Осорьина отпустить ее в монастырь (особенно настойчиво — после трагической смерти двух взрослых сыновей), но разрешения на то не получила. Муж призвал ее заняться воспитанием младших детей, освободив, впрочем, от исполнения супружеских обязанностей.

По смерти мужа святая Иулиания еще более усили

ла свои подвиги. Она тайно истязала свою плоть, а в страшный голод, разразившийся накануне Смуты, в 1601—03 годах, переехала в свою Нижегородскую вотчину и раздала все имущество. Оставшись нищей и раздетой, подвижница продолжала кормить нуждающихся. Ее хлеб, испеченный из лебеды и коры, чудесным образом становился необыкновенно вкусным и ароматным.

По смерти, настигшей Иулианию в январе 1604 года, она завещала похоронить себя в Лазаревском, что и было исполнено. В 1615 году там же хоронили ее старшего сына и нечаянно раскопали могилу святой, обнаружив ее тело совершенно нетленным. Более того, могила была полна мира, приносившего облегчение хворым людям.

Храм в селе Лазаревском, где до революции почивали мощи святой Иулиании, власти закрыли в 1930 году. Раку с мощами передали в Муромский музей. В 1989 году ее вернули Церкви.