047. Муромский Спасо-Преображенский монастырь, страница 27

047. Муромский Спасо-Преображенский монастырь, страница 27

МОНАСТЫРЬ II МИР

Пограничный столб и памятный крест поставили возле Николо-Набережной церкви в 2007году. В основании креста — табличка с надписью: «В память здесь лежащих первых защитников града Мурома и всех погибших на защите границ России».

Пограничная роль Мурома не умалилась и под татарским игом. Уже в XIV веке Золотая Орда вступила в период деградации и дробления. Власть «центрального» хана приобрела номинальный характер; в окрестностях русских земель завелись «самочинные» татарские князьки, которым можно и должно было противодействовать. Так, в 1446 году Муром успешно оборонялся от «вольного» татарского князя Ахмада, взявшего до того Нижний Новгород.

На обломках Золотой Орды в 1432 возник новый сильный сосед Руси — Казанское ханство. В 1468 году по повелению московского князя под Муромом поставили заставу «против татар», откуда великий князь Иван III посылал своих воинов грабить татарские земли. Говоря о приоритетах «агрессивности» в этом случае, лучше всего сослаться на хронологию: в XV столетии известны походы русской рати на Казань в 1461, 1468, 1469, 1470, 1478, 1487, 1496 годах (до 1552 года — всего 25 походов); нападение же казанских татар на Муром летопись впервые фиксирует лишь в 1538 году. Но жизни Казанскому ханству, попавшему тогда в вассальную зависимость от Турции, оставалось уже немного — в 1552 году царь Иван Гроз

шш

«Матер человек Илья Муромец...»

«Матерым» называет Илью Муромца былина. Великого защитника русских рубежей (и его товарищей Добрыню Никитича и Алешу Поповича) все мы знаем с детства — по фольклорным произведениям, но больше по полотну Виктора Васнецова «Богатыри» (1881—98). Эта картина — по-настоящему народный шедевр. В ходе недавно проведенного в России статистического исследования на вопрос: «Какую картину вы назвали бы символом отечественного искусства?» — более трети опрошенных (37%) ответили: «Богатырей» Васнецова.

«Богатыри» занимают особое место в творчестве их автора, это своеобразная константа его жизни. Васнецов работал над полотном почти тридцать лет — первый набросок датируется 1871 годом; знаменитый парижский эскиз, в котором уже найдено основное композиционное решение, — 1876 годом (его художник набросал в парижской мастерской Поленова); закончена картина была весной 1898 года. Уже в апреле 1898 года ее купил П. Третьяков, «Богатыри» стали одним из последних его приобретений. Картина оказалась смысловым «ядром» первой персональной выставки Виктора Васнецова, устроенной в том же году. Художник признавался: «"Богатыри" были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом...»

Картина Виктора Васнецова «Богатыри».

ный покончил с ним навсегда, включив в состав Руси.

С падением Казанского ханства упало и значение Мурома — близких врагов на востоке больше не наблюдалось; Муром превратился во «внутренний» город. И события в нем отныне происходили по большей части «внутренние», что, впрочем, не умаляло их трагичности. Согласно документальным свидетельствам, в 1570 году город опустошила чума. Дело довершила опричнина — по ее ликвидации в 1572 году в Муроме насчитывалась едва ли сотня жителей. Следующее разорение случилось в

1615—16 годах, когда в город «загля нул» пан Лисовский. Досталось тогда и Спасской обители. Это были последние вооруженные иноземцы, виденные му-ромлянами. Далее Муром ждала участь ординарного уездного города.

Напоследок отметим, что факт рож дения в селе Карачарове под Муромом (ныне оно вошло в городскую черту) богатыря Ильи Муромца следует счи тать глубоко символичным. Именно на муромских рубежах и должен был по явиться на свет великий русский воин монах. В нынешнем Муроме память об Илье Муромце трепетно хранят.