049. Монастырь св. Нино Самтавро (Грузия), страница 21ЧУДЕСА ри Сидонии о крестных муках Христа, после чего тут же скончалась. Элиоз приобрел Хитон Спасителя у воина, которому тот достался по жребию, и увез в Мцхету. Сидония, его сестра, со слезами объявила ему о смерти матери и о ее предсмертных словах. В подтверждение тех слов Элиоз показал сестре Хитон Господень, который Сидония прижала к своей груди и тотчас умерла, причем рук ее, сжимающих реликвию, так и не смогли разъять. Элиоз предал любимую сестру земле в царском саду Мцхеты. Вместе с Хитоном. На месте погребения Сидонии ко времени проповедничества святой Нины вырос огромный ливанский кедр (иногда говорится о кипарисе). Именно на этом месте и решил обращенный в христианство святой Ниной царь Ми-риан построить церковь к приезду священников из Константинополя, которые должны были окрестить его народ. Впрочем, об этом мы уже говорили. Удивительно не только благовонное миро, которое источалось из Столпа дольше тысячелетия, но и менее чудесные (на первый взгляд) факты. Авиафар рассказывал эту историю преподобной Нине не один, а вместе со своей дочерью, одной из первых учениц карталинской просветительницы. Звали ее, как и хранительницу Хитона, Сидонией. История древней святыни имеет продолжение. Кроме доставленного Элиозом Хитона, еще одну христианскую реликвию привез из Иерусалима Лонгин; позже это породило некото рую путаницу. Дело в том, что в Евангелии от Иоанна, где рассказан эпизод с бросанием жребия, весьма четко разделяются Хитон и Ризы: хитон был неделим, потому о нем и бросали жребий, а ризами называлась верхняя одежда вообще. Лонгин привез Ризу Господню. И хранилась Риза не под спудом в основании Светицховели, как Хитон, а в его сокровищнице. Непонимание разницы между хитоном и ризой породило предположение, что Хитон был вынут из земли, когда прекратилось мироточение Живоносного Столпа. Однако очевидно, что колебать основание Светицховели никто не собирался, особенно учитывая многочисленные рассказы о попытках поругания могилы Сидонии во время набегов иноверцев (неизменно заканчивавшихся для святотатцев весьма печальным обра- На монастырском кладбище Самтавро. Дерево, выросшее из могилы, — очень христианский символ. По соседству со Светицховели об этом помнится особенно. Время будто застыло вокруг собора. зом). Имеются также «свои» Хитон и Риза в Западной Европе, но связанное с ними предание относится к X веку. Позднейшая судьба мцхетской Ризы связана с Россией. В 1625 году персидский шах Аббас I, захвативший Иверию и опасавшийся недовольства русского самодержца, начинавшего покровительствовать Грузии, по настоянию русского посла прислал Ризу в подарок царю Михаилу Федоровичу. Бесценный этот дар тогда же положили в великолепном ковчежце в московском Успенском соборе. Некоторое время считалось, что святыня была утрачена в советское время, однако в 2002 году нашлась в фондах ярославского музея «Спасский монастырь», два года спустя была передана Русской Православной Церкви и положена для поклонения в Толгском женском монастыре. С 1 декабря 2007 года она хранится в Храме Христа Спасителя в Москве. |