049. Монастырь св. Нино Самтавро (Грузия), страница 5

049. Монастырь св. Нино Самтавро (Грузия), страница 5

ском некрополе найдено надгробие конца IV — начала V веков с эпитафией на греческом языке, повествующей, что здесь похоронен архитектор и архизо-граф (т.е. главный живописец города) Аврели Ахолис. Само существование подобной должности говорит о многом. Впрочем, это и неудивительно — ко времени проповеди святой Нины Мцхета исполняла роль столицы уже больше шести веков.

Считается, что Грузия приняла христианство в 20-е годы IV века, при царе Мириане (в переводе — «Солнечный») и царице Нане. Этому предшествовали чудесные события, о которых мы расскажем позже. Одновременно с принятием христианства в Грузии началась новая династия Хосроидов (Сасанидов); последняя царевна правившей с начала III века до н.э. династии Парнаозидов Абешура по совету князей была выдана замуж за персидского царевича Мириана (Нана, дочь понтийского вельможи, стала второй женой царя, после того как царица Абешура умерла).

Придя в Мцхету, св. Нина поселилась у бездетного царского садовника, супруга которого по ее молитвам избавилась от своего недуга. Позже в ежевичнике в северной части горо-

штшт

Родоначальник кавказских племен

Любопытно, что основание Мцхе-ты (как и грузинского государства) связано с библейской историей. По преданию, когда в Вавилоне Ним-врод решил строить башню «вы-I ше гор Севера» и вознести престол свой до небес, один из знатных горожан, Таргамос, не пожелал стать рабом его безумной идеи и со своими домочадцами отправился на север, дойдя до Кавказского хребта. Таргамос считается родоначальником кавказских племен и народов, а его сын Картлос положил основание Грузии — от этого происходят ее именования Картли и Сакарт-вело (последнее означает «земля Картлоса»). Старший же сын Карт-лоса, Мцхетос (что значит «помазанный елеем»), основал столицу государства, усвоившую его имя.

ИСТОРИЯ

скому саду. Вместе с тем это название говорит и о благосклонности царского дома к святой и статусе обители.

Роль женщин в крещении Грузии столь велика, что позже этим объяснялись некоторые нетипичные династические решения. Например, венчание на царство царицы Тамары. Говорили: если Сама Матерь Божия выбрала женщину нести свет истины Христовой в свой удел, значит, и на грузинском престоле может властвовать царица. Множество святых подвижниц, вдохновленных примером преподобной Нины Каппадокийской, Грузия явила уже в первые времена христианства. Возможно, среди этих подвижниц были и первые насельницы монастыря, устроенного в царском ежевичнике на месте подвигов просветительницы.

Известны два грузинских монастыря, ведущих свою историю с тех времен, и оба они связаны с именем святой Ни-но: в Самтавро фактически началась ее проповедь на землях Картли, а в Бодбе окончился ее жизненный путь. Были ли тогда основаны еще какие-либо обители, мы не знаем.

Распространение же в Грузии монашества связывают с преподобным Иоанном Зедазенским и пришедшими с ним в VI веке 12-ю отцами сирийскими, называемыми вторыми апостолами Грузии. До своего похода преподобный Иоанн подвизался в Антиохии и прославился многими подвигами. У него

В Преображенском соборе монастыря Самтавро.

да преподобная соорудила себе шалаш, где проповедовала людям Христову истину и исцеляла больных. Многие женщины из знатных семей и даже царского дома стали ее последовательницами. Скорее всего, именно тогда и зародилось на этом месте монашеское

Шио Мгвимский — один из тринадцати отцов сирийских. Роспись апсиды Шио-Мгвимского монастыря.

сестричество, однако прямых указаний на это нет (что не выглядит странным, если учесть, что монашество в христианском мире в тот момент только что выделилось как отдельный путь духовного делания). Закрепившееся за монастырем название Самтавро в переводе с грузинского означает «княжеское владение» — ежевичник, где жила просветительница Грузии, относился к княже