049. Монастырь св. Нино Самтавро (Грузия), страница 6

049. Монастырь св. Нино Самтавро (Грузия), страница 6

ИСТОРИЯ

донп

Церковный раскол на Кавказе произошел в VII веке. До того разделения между различными Церквями не было — так, армяне, находясь в Грузии, ходили в грузинские храмы, а грузины окормлялись в армянских церквях. Это продолжалось до Четвертого (Халкидонского) Собора, на котором разногласия, проявившиеся на Третьем (Эфесском) Соборе были закреплены обеими сторонами. Единая Церковь фактически впервые разделилась на две самостоятельные и не сообщающиеся друг с другом ветви — так называемые Западно-Православные (Константинополь, Антиохия, а в те времена еще и Рим) и Восточно-Православные Церкви. Армянская и Грузинская Церкви не остались в стороне от этих событий, анафе-матствовали друг друга и запретили своим членам всякое общение с мнимыми «еретиками».

Трагическая ошибка, помноженная на категорическое неприятие чужого мнения, породила ситуацию практически трагикомичную — каждая сторона ана-фематствовала противную сторону как ересь, определив ее одинаково: как «мо-нофизитство». И тринадцать веков обе семьи поместных Церквей считают друг друга последователями ересиарха Евтихия, отрицавшего в Христе человеческую природу.

Расхождение было вовсе не там, где его утвердили. Для несториан наше дио-физитство явилось «доктриной, потакающей монофизитской ереси», поскольку в концепции «две природы — две ипостаси» они увидели, будто божественная природа отделена от природы человеческой. Но и мы в долгу не остались — объединение обеих природ в одну ипостась (миофизитство — то, что фактически и исповедовал бывший Патриарх Константинопольский Несторий) приняли за монофизитство.

Конфликт, помимо прочего, вышел из-за того, как именовать Пречистую — Богородицей или «Христородицей». Логика части несториан была такая: в Христе воплощены обе природы (человеческая и божественная), потому именование Девы Богородицей — умаление человеческой природы Спаса. Такое различие мнений достаточный повод для спора, но не для многовекового разрыва, никому не пошедшего на пользу (к слову сказать, армяне считают величание Пречистой «Христородицей» ересью). Недавно диалог между двумя семьями Церквей наконец-то начался — в Шамбе-зи в 1990 году обе стороны выразили готовность к уточнению неясностей в некоторых христологи-ческих формулировках.

Слева и вверху: Эчмиадзин — центр армянского христианства.

окормлялось много пустынников и скигян, населявших гористую местность недалеко от Антиохии, а сам он своим духовным наставником почитал преподобного Симеона Столпника. Однажды в пустыньке во сне ему, как раньше святой Нине, явилась Сама Пречистая, повелела выбрать двенадцать учеников и идти с ними в Ее удел проповедовать. Определив себе попутчиков простым бросанием жребия, преподобный Иоанн отправился к преподобному Симеону Столпнику за благословением.

Перед приходом тринадцати сирийских отцов к Мцхете грузинскому католикосу Евлавию и царю Парсману явился ангел, предупредивший о приближении монахов. Встретили их с большими почестями. Преподобный Иоанн обосновался на горе Кухети (Зе-дазени), где до проповеди святой Нины было капище языческого бога Задени (Юпитера), и основал здесь монастырь.

Монастырь Зедазени — «колыбель» грузинского монашества.

усвоивший название приютившей его горы. Братия жила в шалашах, питалась травами и кореньями, пребывая в постоянной молитве и духовном размышлении. Вероятно, в это время у преподобного Иоанна окормлялись и сестры из расположенного рядом монастыря святой Нины — во всяком случае, негласная традиция, согласно которой духовником Самтавро часто становился настоятель или духовник Зедазени, сохранялась и в прошлом веке.

Здесь, в Зедазени, сформировался тот центр, из которого разошлись по Грузии и в котором собирались ученики преподобного Иоанна Зедазенского, посеявшие на Кавказе благодатные семена монашеского жительства. Много обителей было основано теми, кто пришел вместе с ним по тропинке, про-

Ф

«/ц