049. Монастырь св. Нино Самтавро (Грузия), страница 7ИСТОРИЯ топтанной когда-то святой Нино. Посеянные семена давали обильные всходы: множество монашеских обителей появилось в Грузии. Кроме того, грузинское монашество просто наводнило Святой Град и Святую Гору — иногда грузинской братии оказывалось большинство в греческих и палестинских обителях. А история Грузии шла своим чередом. Случился первый крупный церковный раскол, результаты которого коснулись и Кавказа, где до наших дней прервалось общение Грузинской Церкви с Церковью Армянской (это было тем более тяжело, что такого формального разделения тогда еще не было, Церковь воспринималась как единый организм). С VIII века начинается долгая и изнурительная борьба с мусульманским влиянием на Кавказе. В 730-х годах в Грузию вторглись войска Мервана Глухого, и Восточная Грузия надолго утратила самостоятельность. Тбилиси превратился в резиденцию наместника халифа. Народно-освободитель-ные с,илы объединялись под знаменем Православия. С конца VIII века междоусобицы в Арабском халифате ослабили власть арабов. Постепенно освободились из-под власти мусульман Кахети и Эрети. Именно в этой борьбе ковалась будущая царская династия Багратиони. История подчас удивительна повторениями имен. IX век подарил Грузии еще одного Иоанна Зедазенского, на этот раз священномученика, убитого арабами в Зедазенском монастыре. Святое для всех грузин место — могила царя Давида в монастыре Гелати. Много христиан было умучено и погибло во время арабского владычества. Доподлинно неизвестно, как отразилось оно на обители святой Нины, но думается, что терпеливое монашеское делание и молитва не прекращались здесь все это время. В 1104 году святой царь Давид Строитель завершил объединение освободившихся от арабов, но остававшихся некоторое время разрозненными частей страны. А к 1123 году завершил полное освобождение Грузии. При нем налаживалась и церковная жизнь: церковное управление было централизовано, установился порядок передачи кафедр, был введен возрастной ценз на рукоположения. Во дворе Самтавро-Преображенского монастыря. Во времена царствования Георгия I (первая половина XI века) по указу католикоса Мелхиседека Преображенский храм Самтавро расширили, пристроив южные врата и украсив оригинальным орнаментом. Храмовый интерьер тоже был дивно украшен. Со времен царя Мириана, при котором этот храм возвели, он многократно разрушался и восстанавливался. Поэтому его первоначальный вид ныне можно реконструировать лишь более или менее предположительно. Существенное обновление Преображенской церкви и других построек монастыря произвели во второй половине XIX века при игуменье Нино Ами-лахвари. Тогда, кроме ремонта древних церквей обители, было основано женское духовное училище (4-х классная прогимназия), позже перенесенная в Тбилиси. |