049. Монастырь св. Нино Самтавро (Грузия), страница 10

049. Монастырь св. Нино Самтавро (Грузия), страница 10

подвижники

штшт

Небесная помощь

Есть еще один вариант истории строительства Светицховели. Согласно ему, спиленный кедр распилили на семь столпов, решив сделать основу церкви из них. Шесть из них установили, а седьмой, из самого ствола древа, никак не могли даже пошевелить. Вечером разошлись все трудники, остались только святая Нина с сестрами. Всю ночь молились они, а под утра сошедший ангел без труда поставил столп на полагающееся ему место.

Светицховели, вид с юго-востока.

ливень стих и воссияло солнце. Однако жители Мцхеты списали все это на гнев некоего персидского божества, с которым их истуканы, как им казалось, находились в непримиримой вражде.

Меж тем святая Нина, будучи уже у самой цели, не торопилась входить в Мцхету. Лишь выждав, когда успокоились страсти по поверженным идолищам, ступила она в город. Удивительно — но здесь ее как будто ждали: когда приблизилась она к царскому саду, навстречу ей вышла Анастасия, жена садовника, приветствуя как давнюю знакомую, к тому же и ожидаемую. Анастасия привела преподобную в дом, и они с мужем упросили ее пожить у них. Святая жила у них какое-то время, гостеприимные эти люди были ее первыми последователями на грузинской земле. По молитвам святой Анастасия (до того страдавшая бесплодием) стала матерью многочисленного потомства. Не желая стеснять хозяев, преподобная Нина решила жить отдельно. Садовник соорудил маленькую палатку в углу сада, в ежевичнике, где она и поселилась (в другом варианте преподобная сама сплела там шалаш

из ежевичных плетей). Сейчас на этом месте стоит небольшая церковь святой Нины, называемая либо Самтавро, либо Маквловани (что в переводе означает «ежевичник»), рядом с церковью той — ежевичник.

Царь Мириан знал о странной обитательнице своего ежевичника. К ней тянулись люди, привлеченные правед

ной жизнью подвижницы, и многих приходящих она исцеляла; исцеленные часто сразу же принимали новую веру. Среди них оказались даже жена царевича и дочь настоятеля мцхетской синагоги. Да и сам настоятель, по имени Авиафар, услышав, как Нина толковала древние пророчества о Мессии, тоже уверовал в Спасителя. В конце концов, уже и царица Нана, заболевшая какой-то страшной болезнью, с которой не могли справиться лучшие врачи, исцелилась по молитвам преподобной (до того она, будучи страстной идолопоклонницей, питала лютую злобу к св. Нине). И приняла христианство, чем огорчила своего супруга, хотя по любви своей он ни разу ее не попрекнул отвержением идолопоклонства. Впрочем, Мириан, даже и оставаясь еще ревностным язычником, успел уже спасти Авиафара от побиения камнями, уготованного ему бывшими единоверцами-иудеями. Однако некоторые из его окружения, не решаясь роптать на царицу, стали наущать царя на ту, из-за которой была нарушена вера предков. А тут еще святая Нина (по опрометчивой просьбе Мириана) исцелила от беснования некоего родственника персидского царя, гостившего в Мцхете, и этот бывший зороастриец вернулся в Персию христианином! Мириан испугался — такого развития событий он никак не ожидал, гневить персидского царя не собирался. И тогда царь надумал искоренить у себя христианство: даже любимую жену свою собрался примерно наказать — а уж «смутитель-нице умов» начал измысливать казни одна другой свирепее.

Но человеческие помыслы — ничто пред Божественным промыслом. Как-то, решив немного развеяться, царь Мириан со своей свитой отправился на охоту. Там недовольные христианами опять начали его наущать на преподобную и ее последователей. Разгневался Мириан и вознамерился сейчас же исполнить свои планы, о чем и

Царица Небесная никогда не оставляла утешением просветителей удела Своего. В росписи южной стены храма Иоанна Крестителя Шио-Мгвимского монастыря изображено явление Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя преподобному Шио Мгвимскому.