051. Свято-Успенский Свияжский монастырь, страница 15

051. Свято-Успенский Свияжский монастырь, страница 15

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

успенскин ссжор

12 сентября 1560 года святой Герман с собором духовенства освятил главный монастырский собор — Успенский. Посвящение собора роднило его с главным русским храмом того времени — «царским» Успенским собором Московского Кремля. Архитектура свияжского собора типично псков-ско-новгородская, в его формах много сходного с новгородской церковью Спаса на Ильине (1374) и псковским храмом Николая Чудотворца с Устья (XV век). Географически Успенский собор в Свияжске представляет собой крайнюю точку распространения на юг северной русской архитектуры, а по времени — это самый поздний ее памятник, наряду с Благовещенским собором в Казани.

Собор перестраивался. В XVII веке к нему пристроили трапезную часть, а в середине XVIII столетия под влиянием модного тогда «украинского барокко» храм существенно «подрос» за счет добавления двенадцати острых кокошников и надстройки барабана восьмигранником и кувшинообраз-ным (взамен шлемовидного) куполом. В XIX веке трапезная часть пополнилась крыльцом, разделившим галерею-гульбище, окружавшую собор с южной, северной и западной сторон, на две параллельных галереи.

Современный облик Успенского собора очень живописен, особенно со стороны алтаря. Три могучие апсиды, украшенные северорусской резьбой — поясками из мелких объемных треугольников, в сочетании с празднично-легкими наличниками рубежа XVII— XVIII веков, — создают удивительную гармонию строгости и нарядности, мощи и легкости. Галереи с ажурной каменной резьбой — словно прекрасная оправа для великолепной жемчужины.

Внутри Успенского собора сохранился редчайший памятник древнерусского искусства — единственный дошедший до нашего времени ансамбль фресок эпохи Ивана Грозного, предположительно датируемый 1561 годом. Авторы фресок неизвестны, но, скорее всего, это тоже псковичи или новгородцы, о чем свидетельствуют сюжеты живописи — аллегории, изображающие не конкретные личности из библейской истории, а некие идеи и понятия,

Вверху: Композиция «Отечество».

В самом верху: Успенский собор.

Внизу: Успенский собор и Никольская церковь.

например, «отдых Бога после творения мира» или «воплощение Бога-Слова». Именно из пограничных Пскова и Новгорода распространялась по Руси такая живопись, родившаяся в среде западных мистиков и произведшая переворот в русской иконописи, который, впрочем, отразил лишь смену ориентиров государственного развития. Царь Иван Грозный, в отличии от своих предшественников, культурно был обращен уже не к православному Востоку—Византии, а именно к Западу, хотя в то же время страстно критиковал его. «Увы, вся внутренняя его в руку варвар (западноевропейцев) быша», — говорили современники. Исторической