051. Свято-Успенский Свияжский монастырь, страница 17ПУТЕВОДИТЕЛЬ ше, изображены участники похода на Казань, среди которых присутствует и Иван Грозный — единственный, согласно принятой идеологии, хранитель спасительной истины Православия и поэтому единственный в мире истинный царь. Споры вокруг новых икон были бурными, «надрывными», они сопровождались народными волнениями и судебными процессами. Нигде вопрос церковного искусства не ставился с такой остротой и болезненностью, как на Руси. В этих спорах столкнулись два различных религиозно-эстетических мировоззрения, но, вместе с тем, это была встреча византийской традиции и усиливающегося западного влияния. Победило последнее. Среди фресок Успенского собора особенным вниманием посетителей всегда пользуется образ святого мученика Христофора с лошадиной головой, расположенный на северо-западном столпе. Существуют две легенды, объясняющие странную внешность святого. Согласно одной из них, Христофор был выходцем из мифической страны антропофагов. По другой, он получил скотскую внешность от Бога по собственной просьбе, чтобы женщины, соблазнявшиеся его прежде необыкновенной красотой, не мешали сосредоточенно-молитвенной жизни. Хотя святой Христофор был вполне реальным лицом, в XVIII веке священноначалие запретило изображать его с лошадиной головой, и все подобные образы уничтожили или переписали, так что сегодня, возможно, это единственная уцелевшая фреска такого рода. Правда, существует еще одно древнее изображение святого Христофора, но уже с собачьей головой, — в Ныробе Пермского края. Благодаря усилиям реставраторов в Успенском соборе до нашего времени сохранился высокий резной иконостас XVIII века. Его резьба и золочение отличаются необыкновенным благородством, являясь образцом русского барокко. Мягкое золочение иконостаса сочеталось с позолотой серебряной басмы и окладами, которыми были снабжены древние иконы. Реставраторы отмечали особую технологию золочения. Цвет золота зависит не только от пробы, но и от способа его нанесения. Тончайшие листки золота, наложенные на красно-коричневый «фон», имеют теплую окраску; наложенные на желтый «фон» — дают другой эффект. Кроме того, чередование матового и шлифованного золота на фоне и рельефных частях производит сильное впечатление. «Древний в пять ярусов иконостас служит редким украшением Успенского храма доныне, — писал в XIX веке протоиерей Андрей Яблоков. — В настоящее время в нем все колонны, виноградные ветви, пилястры и резьба вызолочены; иконы в серебряно-позолоченных окладах и своею древностью производят сильное впечатление на душу молящегося». ЗР)?НМЗНДРНТСКНН корпус, БРАТСКИн корпус, здание ноаокрещенскон конторыВойдя в Святые врата Успенского монастыря, слева мы видим двухэтажное здание в русском теремном стиле — Архимандритский корпус, построенный в XVII веке и на редкость хорошо сохранившийся. В 1829—1858 годах в нем размещалось Свияжское духовное училище, переведенное затем в Казань. Направо от входа в монастырь стоит в руинах Братский корпус. Он представляет собой кельи XVII—XVIII веков, сведенные под одну крышу. До революции к восточной части корпуса примы Вверху слева: Архимандритский корпус. Вверху справа: Братский корпус. Справа: Новокрещенская контора. кала церковь, посвященная святителям Герману и Митрофану Воронежскому. От нее сегодня, как сказано в одном путеводителе, «остались лишь барочные наличники окон». Рядом с Никольской церковью располагается возведенное в начале XVIII века двухэтажное здание Новокрещенской конторы, занимавшейся, как это видно из названия, миссионерской деятельностью. |