051. Свято-Успенский Свияжский монастырь, страница 21

051. Свято-Успенский Свияжский монастырь, страница 21

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Фреска у входа в Сергиевскую церковь.

Собственно храм расположен на втором этаже. Главный придел — преподобного Сергия, второй придел в северной части поначалу был освящен во имя преподобного Никона Радонежского, Сергиева ученика, а потом, когда храм достался женскому монастырю, — Иоанна Предтечи.

Первый этаж с тремя большими помещениями во времена Иоанно-Пред-теченской обители использовался как склад — «рухлядная», на монастырском языке. В XVII—XVIII веках, возможно, здесь находились братские кельи, от которых остались следы печей.

У входа в храм сохранилась фреска, датируемая, очевидно, 1604 годом. Это точная, но значительно увеличенная копия «Троицы» Андрея Рублева с предстоящим преподобным Сергием. Несмотря на четырехвековой возраст, краски изумительны по своей яркости. Сам арочный вход — пышный, с целы

ми пучками изящнейших полуколонн — как бы не соответствует общему аскетизму церкви. Особенно выразительно смотрятся «белокаменные узорные дыньки», перехватывающие полуколонны. Нет сомнений, что тройная арка портала была расписана узорами. В свое

время Сергиевская церковь выглядела нарядно и даже роскошно: вполне в духе того времени, когда по всей Руси возводились праздничные храмы, украшенные сказочно-народными многоцветными узорами. Их исчезновение сделало храм вполне скромным.

собор £ местк нконы ложней матери
«&се^ скорбящие радость»

В XIX веке для многих русских монастырей начинается эпоха расцвета. Буквально из нищеты и забвения возрождаются и входят «в силу» такие жемчужины христианской духовности и культуры, как Валаам, Оптина Пустынь, Дивеево. Высокая духовная жизнь монашествующих привлекает

в обители множество богомольцев и благотворителей, энергичные и талантливые настоятели делают монастыри «раем насажденным». Этот монашеский «ренессанс» являлся органичной частью общего культурного подъема, который переживала Россия в те времена.

XIX век — эпоха расцвета и для Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря. Он стал многолюдным и добротно отстроился, в основном на средства частных благотворителей. В те годы монастырем управляли замечательные игумении. Во многом именно их духовной и житейской мудрости обитель была обязана своим цветущим состоянием. Игумения Мария (1792—1802) самоотверженно боролась с последствиями пожара 1795 года. При игумении Евпраксии (1818—1826) в монастыре перестроили ограду, возвели новый сестринский корпус (сама матушка, трудясь на благо других, оставалась жить в ветхом здании). Самым долговременным — двадцать четыре года, с 1841 по 1865 год, — стало игуменство матери Каллисты. Ее путь в монастырь необычен. Однажды к преподобному Серафиму Саровскому пришла девица за наставлением. Но не успела она ничего проговорить, как отец Серафим начал сам: «Много-то

Скорбященский собор.