051. Свято-Успенский Свияжский монастырь, страница 22ПУТЕВОДИТЕЛЬ не смущайся: живи так, как живешь. А в большем Сам Бог тебя научит». И вдруг, поклонившись ей до земли, сказал: «Только об одном прошу тебя: пожалуйста, во все распоряжения входи сама и суди справедливо. Этим и спасешься». Видя недоумение девушки, старец прибавил: «Когда придет это время, тогда вспомните меня». Позже собеседница преподобного стала игу-менией Иоанно-Предтеченского монастыря Каллистой, что и предсказывал святой Серафим, кланяясь ей. Своего апогея строительство в обители достигло при игумении Апфии (1893—1905). Внутри монастырской ограды вырос целый городок келейных корпусов и хозяйственных помещений. Но главным делом матери Апфии стало возведение большого собора, нужда в котором назрела уже давно, так как Троицкая и Сергиевская церкви не вмещали всех насельниц. В 1898 году началось строительство собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — одного из самых монументальных и выразительных храмов Среднего Поволжья. Автором проекта был знаменитый в Казанской епархии архитектор Федор Малиновский, построивший большие Троицкие соборы в Раифском и Лаишевском монастырях, Всехсвят-ский храм — в Зилантовом монастыре, Евфимиевский — в Седмиозерной обители, Варваринскую церковь с колокольней — в Казани, и другие. Малиновский создал храм в русско-византийском стиле. Скорбященский собор в конструкции и планировке перенял многие принципы постройки храма Святой Софии в Константинополе, только, в отличие от последнего, как бы покрывающего собою пространство, свияжский храм устремлен ввысь. В высоту он кажется более протяженным, нежели по горизонтали, хотя на самом деле это не так. Главный купол акцентирован, его опоясывает кольцо из 16-ти окон. Особый простор внутри и кажущуюся легкость конструкции храма создает четырехстолпная восьмилепестковая структура. Разме- Слева вверху: В соборе. Слева: Часовня Царственных страстотерпцев. |